Возможно ли объективно и адекватно оценить свои человеческие или профессиональные качества?

Если рассматривать людей с точки зрения самооценки, то чаще всего мы встречаем разделение на две группы – с завышенной самооценкой и с заниженной. Группа с нормальной или объективной оценкой то ли не интересна для изучения, то ли не существует как таковая. Как определить, к какой группе относится тот или иной человек? К какой группе относитесь вы? Например, путем сопоставления вашего собственного мнения о себе и мнения социума. Но кто прав, если мнения кардинально расходятся? Можно утверждать, что оценка других априори субъективна, так как никто не знает человека лучше, чем он сам себя. Я больше склоняюсь к тому, что верного ответа вообще не существует, ибо все методы, параметры, оценки, категории относительны по сути. Оценка самого себя идет изнутри наружу. Когда же оценивает социум – направление прямо противоположно, дается оценка внутренних качеств через призму внешних факторов.

Если рассматривать оценку профессиональных качеств, то оценка третьими лицами будет более правдивой (в случае расхождений), так как профессиональные качества должны давать результат, результат легко осязаемый, то есть видимый, ощутимый, измеряемый. Одним словом, приносить пользу. В этой ситуации, как говорится, «со стороны виднее».

Каждый кандидат, который приходит в компанию, проходит прямую и косвенную оценку. Прямая оценка осуществляется во время консультации, это анализ навыков и компетенций, уровень владения ими, а также анализ показателей полученных результатов. Косвенная оценка происходит невольно в процессе подбора вакансий. Ее формируют помощники консультанта, основываясь на факторах и поведенческих характеристиках кандидата в процессе сотрудничества.

Оценить профессиональные качества и эффективность только через прямые показатели очень сложно, так как косвенные факторы личностного характера могут негативно влиять на общий результат (нетактичность, опоздания и т.п.) и на атмосферу в коллективе.

В начале 2011 года мы решили сравнить оценки, которые соискатели давали себе сами, с оценками, которые сформировали третьи лица (работодатели). В случае, если баллы не совпадали, более объективным считалось мнение третьих лиц. То есть, если кандидат ставил себе более высокую отметку, чем потенциальные работодатели и консультанты, – считалось, что человек склонен к завышению собственной оценки. Данные для обработки были взяты за 2010 год. Итак, итоги исследования.

Портрет соискателя

74 % - мужчины
26% - женщины

69% - от 32 до 45 лет
20 % - от 21 до 31 лет
11% - от 45 до 55 лет

Результаты

Стремление к завышению собственной оценки:

88% мужчин
12 % женщин

Тенденции к занижению собственной оценки:

7% мужчин
56% женщин

Причин такого кардинального несовпадения самооценки и оценки со стороны уровня профессиональных качеств кандидата множество. От возрастных, половых, национальных особенностей соискателей до особенностей рынка труда в данный период, не говоря уже про индивидуальные человеческие. Но это отдельная тема для исследования и для обсуждения. Наша задача понять, как адекватно и объективно оценить себя, чтоб исключить ошибки в процессе поиска работы.

Завышение или занижение собственной самооценки одинаково опасно для получения желаемой должности. В первом случае ее можно просто не найти или найти «мыльный пузырь», в котором удовлетворят тщеславие, назвав директором, но предложат спектр обязанностей от курьера до кладовщика. Во втором найти работу мечты, но закопать в себе весь имеющийся потенциал, и вместо шага вперед по карьерной лестнице сделать шаг назад.

Как же все- таки объективно оценить себя?

  • Просмотреть вакансии с желаемым для вас уровнем оплаты.
  • Выделить требуемые компетенции для данного «ценового диапазона». Честно (!) сравнить с собственным уровнем владения данными навыками.
  • Определить уровень владения иностранным языком по общей шкале уровней (ALTE или по рекомендациям British Council).
  • Можно пройти тестирование у специалиста на соответствие той или иной должности (при кадровом агентстве или агентстве по трудоустройству).
  • Провести маркетинговое исследование среди окружения на тему оценки себя как специалиста. Можно спросить мнение непосредственного руководителя, подчиненных, сотрудников из смежных отделов или просто знакомых. В процессе такого исследования можно узнать много интересного, но не всегда приятного. К этому надо быть готовым. Настройтесь на восприятие конструктивной критики.
  • Оценить себя по результатам собственной работы. Можно работать плохо, можно просто работать, а можно работать эффективно. То, что сотрудник никогда не опаздывает на работу и всегда приходит свежим после корпоратива еще не говорит о том, что в его лице компания приобретет ценный кадр, который даст новый качественный толчок для ее развития. Что получила компания в результате сотрудничества с вами!? Достижения должны быть измеряемы. Например, прирост клиентской базы в какое-то количество раз или сокращение издержек на столько-то процентов, какие-то нововведения или предложение оптимизации какого-либо процесса. Трудности с формулировкой ответа на этот пункт могут быть предупредительным сигналом для вас и стимулом для пересмотра своего отношения к работе как таковой.

Самое главное и самое сложное при этом быть честным с самим собой. И суметь воспринимать конструктивную критику. Нередко для человека оказывается сюрпризом то, как его воспринимают сослуживцы.

Если вы считаете, что можете быть директором в полном смысле этого слова, переберите все компетенции от бюджетирования до оптимизации бизнес-процессов. Определите, вкладываете ли вы тот же смысл в эти термины и процессы, что и работодатели.

Найдите свой путь и попутного вам ветра!

Инструкция

Успехов в жизни можно достигнуть, повышая свою самооценку.

С одной стороны, всё правильно, ругать себя нельзя. Но, если установки повторяются как мантры, и не имеют под собой реальной основы, результат получится обратный. Противоречия между реальностью и вымыслом может привести, скорее, к депрессии, а не к успеху.

Низкая самооценка может привести к комплексу неполноценности.

Сегодня многие лжепсихологи уверяют людей, что завышенная самооценка и самоуважение – это одно и то же. Стало быть, заниженная самооценка ведёт к депрессии и комплексу неполноценности. Но, это далеко не так. Заниженная самооценка присуща неуверенным людям, но, к патологии она не приводит.

Главное в жизни – не изменять своим принципам.

В принципе, «быть собой» - неплохой лозунг, который утверждает, что изменять себе нельзя ни при каких обстоятельствах. Это значит – быть прямолинейным, правдивым во всех отношениях. Но, здесь напрашивается вопрос – а если человек лишён моральных норм, он тоже должен действовать прямолинейно? Дело в том, что данный лозунг может оправдать любые преступления. Компромисс с обществом всегда должен быть. Иногда лояльность лучше прямолинейности.

Мысли материальны.

В последнее время все говорят о визуализации. На многочисленных тренингах рассказывают о том, что достаточно представить желаемое, или, нарисовать «карту желаний», и наша жизнь поменяется к лучшему. Но, к сожалению, чудес не бывает. Успеха можно добиться только реальными действиями. Конечно, важно представлять итоговый результат, но проводить много времени в мечтах не стоит.

Цели можно добиться скорее, если написать на бумаге план её достижения.

Другими словами, записывая цели, люди программируют себя на успех. Но, в таком случае человек видит только один путь достижения цели. Сконцентрировавшись на плане, люди не замечают других возможностей, которые предоставляет нам жизнь. Не лучше ли, поставив цель, просматривать все варианты для её решения?

Если в жизни не всё гладко, нужно её полностью изменить.

На всевозможных тренингах психологи призывают людей к тому, чтобы они при неудачах меняли свою жизнь. Это значит, что увольнения, разводы, болезни – не зло, а возможность круто изменить свой образ жизни, что непременно приведёт к успеху.Но, достигают успехов в этих случаях единицы. Остальные продолжали терпеть неудачи, связанные со сменой обстановки.

Какой же вывод следует со всего этого? Главное - реально смотреть на вещи, и давать своим поступкам адекватную оценку. К успеху можно прийти в том случае, если знаешь свои недостатки и пытаешься над ними работать. Только таким образом. можно добиться своей цели и научиться грамотно оценивать себя и свои возможности.

Классный час: «Как правильно оценить свои возможности?» , 9 класс.

Страхи возраста

15-16 лет – это трудный период в жизни молодых людей, период становления личности. Они открывают в себе мир психического. В это время они становятся особенно чувствительны к внешним оценкам и к тому «внутреннему критику», который поселяется в их душе. Они боятся, что вдруг выяснится, будто им чего-то не хватает, что они окажутся не на высоте. Такие опасения отражают страх неудачи, который нередко смешивается с опасением добиться успеха, так как успех предусматривает перемену личного статуса, отказ от привычных способов поведения в пользу неопределенного нового стиля. Поскольку эти страхи широко распространены среди подростков, то я сочла необходимым объяснить им, как с помощью промедления они защищаются от этих страхов неудачи и успеха.

Боязнь провала

Исследования психолога Ричарда Бири показывают, что люди испытывают страх перед неудачей, живут с набором убеждений, которые заставляют их стремиться потерпеть неудачу. Вот эти убеждения:

Моя продуктивность – это прямое отражение моих способностей.

Уровень моих способностей отражает мою ценность как личности, то есть чем выше способности, тем выше самооценка.

Мои достижения (продуктивность) отражают мою ценность как личности.

Р. Бири выразил отношения между этими убеждениями с помощью следующего уравнения:

Самооценка = Способности = Продуктивность

Другими словами, если я хорошо действую – значит, у меня большие способности, следовательно, я себе нравлюсь и спокоен за себя. Каждый человек сам решает для себя, какие способности будут определять его ценность. Это могут быть интеллектуальные способности, особые умения, таланты и т.д.

Но если способности становятся единственным мерилом собственной ценности, начинаются сложности. Если кроме продуктивности ничто не принимается в расчет, то тогда выдающиеся результаты означают, что личность выдающаяся, посредственные же результаты указывают на обратное. Для человека с таким мировоззрением выполнение какой-то работы – это поступок, который измеряет не только его способность хорошо играть в футбол, решать задачи, составлять программы для компьютера, выступать с докладом, но также и его ценность как человека.

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы:

Помогают ли ориентиры, которые вы сами себе устанавливаете, продвигаться вперед или они столь высоки, что, скорее заводят вас в тупик?

Что, по вашему мнению, случиться, если вы выполните задание посредственно?

Упражнение 1.

Посмотрите на слайд, прочитайте и запишите вопросы теста №6 и 7.

    Представьте, что в вашей жизни произошло следующее событие. Объявлена викторина на тему, в которой вы неплохо разбираетесь, но времени основательно подготовиться уже нет. Вам предлагают принять участие в этой викторине, приз за все правильные ответы – 1 миллион рублей. Какое решение вы примете:

а) соглашаетесь;

б) отказываетесь.

    У вас есть возможность принять участие в одной из двух игр-конкурсов (это могут быть интеллектуальные, спортивные или любые другие игры, где необходимо применить какие-то знания, умения, способности). Участником какой игры Вы станете?

а) Условия первой игры: победитель получает 1 миллион рублей, проигравший – ничего.

б) Условия второй игры: все участники получают по 50 тысяч рублей независимо от результатов.

Подумайте и дайте письменно ответы на следующие вопросы:

Какие эмоциональные ощущения вы испытаете, когда вам предложат принять участие в конкурсах?
-Какие отрицательные переживания могут вами овладеть?
- Как это повлияет на ваше решение?
- Вы рискнете, если удовлетворитесь малым? Почему?

Вывод : оказывается, если нас может удовлетворить только совершенство, то мы обречены на постоянные разочарования. Совершенство – это недостижимый идеал, от которого, однако, люди отказываются с немалым трудом. Однако это отнюдь не означает, что нужно отказывать себе в стремлении к самосовершенствованию.

Упражнение 2.

Попытайтесь проанализировать: что произойдет, если мы начнем выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом? Запишите на листочке все ответы, которые придут вам в голову.

Анализ ответов учащихся с точки зрения:

А) результативности;

Б) самосовершенствования.

Итог: «Сегодня вы попытались ответить себе на очень серьезные вопросы и проанализировать свое поведение. Теперь многие из вас перестанут объяснять промедление в выполнении каких-то дел просто ленью, недисциплинированностью, несобранностью и т.д. Во многом это связано и с нашим страхом перед неизвестностью. Важно, что во всех подобных страхах есть общее – любому человеку непросто выбирать между тем, что ему сейчас нравиться, и будущим успехом. В подобных ситуациях выбора полезно постоянно задавать себе такие вопросы: что я имею? Что я теряю, если?... могу ли я причинить себе вред? Какой?».

Упражнение 3.

Подумайте вот над чем: как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги, или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы? Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете для обозначения некоторые условные значки, символы, сокращения? Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк? Подумайте уже сейчас, каким цветом или символом вы будете фиксировать «помехи» или перерывы в работе, которые тормозят или нарушают ее выполнение (телефонные разговоры, посетители, время, потраченное на ожидание).

    Объединитесь в группы по 3-4 человека, вооружитесь линейками, карандашами, фломастерами и начинайте работу. Через 20 минут вам нужно будет представить на обсуждение всего класса свою «Таблицу учета времени» и подробную инструкцию к нему.

Через 20 минут каждая группа по очереди рисует свой бланк на доске и рассказывает, как им нужно пользоваться и что можно в результате такой техники учета получить. Наконец, все придуманные бланки нанесены на доску, выявлены достоинства и недостатки.

Упражнение 4 «Мой день».

В качестве домашнего задания предлагаю вам следующее.

Необходимо составить список дел и указать время, на них потраченное:

    Работа, которая выполняется по обязанности….

    Работа, которая делается по собственному желанию…….

    Общение (с родными, друзьями и пр.)

    Повседневные ритуалы (подъем, отход ко сну и пр.)…

    Деятельность, приносящая удовлетворение…

    Пустое времяпрепровождение….

    Другие дела…

Проанализируйте полученный список.

Нарисуйте два круга: «Мой типичный день» и «Мой идеальный день». Разделите круги на секторы, отражающие долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня. Отличаются ли ваши «типичный» и «идеальный» дни? Что вы можете сделать, чтобы приблизить свой типичный день к желаемому? Продумайте и запишите способы, которые позволяют вам сделать это.

Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии Халлинан Джозеф

Правильно оценивайте свои возможности

Может, вы помните, как в фильме «Высшая сила» главный герой, детектив Гарри Каллахан (роль которого исполняет Клинт Иствуд), держа злодея на мушке пистолета, произносит одну из самых знаменитых кинофраз: «Человек должен правильно оценивать свои возможности». Очень дельный совет!

Социологи, занимающиеся оценкой самонадеянности, разработали специальный термин – «калибровка», определяющий, насколько мы знаем свои реальные возможности. Этой мерой измеряется разница между нашими фактическими и воспринимаемыми способностями в чем бы то ни было. Если вы действительно настолько хороши, насколько думаете, значит, ваша калибровка на высоком уровне; если же вы себя переоцениваете, стало быть, вам есть над чем поработать.

Большинство людей относятся ко второй категории, даже (и особенно) когда дело доходит до оценки важнейших навыков, необходимых нам, например, для выполнения своих должностных обязанностей. Армия США убедилась в этом много лет назад, когда солдатам городка Форт-Беннинг в штате Джорджия задали простой вопрос: «Как, по-вашему, вы хороший стрелок?». Большинство солдат, естественно, считали, что стреляют достаточно метко, и прогнозировали очень неплохие результаты на ежегодных квалификационных стрельбах, традиционно проводящихся в армии США.

Солдат привезли на стрельбище и приказали стрелять. После того как их настоящие результаты сравнили с предполагаемыми, оказалось, что 75 процентов солдат предсказали, что поразят больше целей, чем им удалось на самом деле. К тому же каждый четвертый военнослужащий стрелял настолько плохо, что даже не прошел квалификацию. «Солдаты в подавляющем большинстве завышали фактические показатели, – говорилось в соответствующем отчете, – и оценивали свои шансы на успех чрезвычайно необъективно».

При этом исследователи отметили, что, как ни странно, прогнозы одной группы солдат оказались весьма точными. Какой же, интересно? Той, в которую входили самые плохие стрелки. Само собой, это была совсем немногочисленная группа. Из 153 солдат, участвующих в ежегодной квалификации, только пятеро сразу сказали, что не смогут ее пройти. Так вот, их прогноз оказался практически идеально точным. Трое из этих солдат действительно не прошли ежегодную проверку классности по стрельбе из винтовки, а двое оставшихся едва набрали нужный для этого балл.

Большинству из нас свойственна плохая калибровка – на самом деле мы совсем не так хороши, как о себе думаем.

«Довольно точным оказался лишь прогноз тех, кто предсказал себе полный провал», – сухо отмечается в отчете о результатах исследования.

Как обнаружили исследователи, среди тех, кто занят выполнением других задач, дело с калибровкой обстоит столь же плохо – независимо от таких факторов, как уровень доходов, интеллекта и образования. Так, например, вскоре после эксперимента в Форт-Беннинге было проведено аналогичное исследование среди студентов Висконсинского университета. Студенты, конечно же, не стреляли по мишеням. Их попросили прочитать абзац из текста и оценить уровень своей уверенности в том, что им под силу сделать из прочитанного правильные выводы. Потом участников протестировали на выполнение этой задачи. Как и следовало ожидать, студенты, как и солдаты, показали результаты, не дотягивающие до их прогнозов.

«Калибровка была на редкость неверной, – отмечали исследователи. – Читатели не могли даже четко разграничить, что им понятно, а что нет».

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Как выйти замуж (От первого свидания до свадебного кортежа) автора Калинина Ольга

ОЦЕНИВАЙТЕ МУЖЧИНУ Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Лучше вовремя прекратить

Из книги 48 советов по обретению любви автора Правдина Наталия Борисовна

ОЦЕНИВАЙТЕ СЕБЯ ПО ДОСТОИНСТВУ Научитесь ценить себя так, как ценит наслюбящая, добрая и мудрая сила, создавшая этот прекрасный мир. Вы – часть этой силы, и вы несете в себе часть Высшего Предназначения. Поэтому, отказываясь уважать и ценить себя, вы обесцениваете свою

Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент Маргарет

Оценивайте мужчину Одна из основных причин неудачных браков состоит в том, что люди недостаточно знают тех, с кем вступают в брак. Мы встречаем незнакомцев, которые чудесны, но мы часто выходим замуж за незнакомцев, что приводит к несчастью. Наша методика поможет вам

Из книги Мозг против лишнего веса автора Амен Дэниел

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Совет 14 Научитесь правильно обсуждать свои отношения Разговоры об отношениях – хорошая профилактика ссор О чувствах надо говорить, об отношениях надо говорить! Причем делать это достаточно часто. Заметьте: «говорить об отношениях» и «выяснять отношения» – это

Из книги Как развить уверенность в себе за 7 дней: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 6 Правильно оценивайте свои силы Самое время поговорить о самооценке. Незаменимое знание, когда дело касается формирования уверенности в себе. Самооценка может быть нормальной, заниженной и завышенной. Какая из них может привести к развитию неуверенности в

Из книги Как привлекать мужчин. 50 правил уверенной женщины автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 4. Изучите свои достоинства и научитесь их правильно демонстрировать Поговорим о ваших достоинствах. Тема эта, безусловно, приятная, но не слишком легкая для обсуждения. Знаете ли вы свои плюсы? Можете ли вы их назвать? Всегда ли вам удается преподнести себя с

Из книги От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты автора Ньюман Ричард

8. Оценивайте результат Есть два типа людей: те, кто доводит начатое до конца, и остальные. Роберт

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Шаг 9 Поверьте в свои возможности

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

2 Научитесь правильно мыслить и преодолейте свои страхи Мы то, что мы думаем. Мысли творят мир. Будда (563–483 гг. до н. э.) Подружитесь со страхом Покидать пределы зоны комфорта всегда немного страшно. Даже те жизненные перемены, которые мы обычно приветствуем – брак,

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Расширяем свои возможности Описанной выше технологии получения информации вполне достаточно человеку, живущему обычной жизнью, тому, чья область интересов сильно не выходит из сферы отношений, здоровья, материального благополучия, заботы о ближнем и других вполне

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

Испытание для профессионалов. Как не дать себя запугать и научиться правильно оценивать свои способности В каком случае стоит отказаться от собственного мнения и прислушаться к совету эксперта?Возможно, следующая история поможет вам в этом разобраться.Десять лет назад

Из книги Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха автора Шапарь Виктор Борисович

Игра «Я не могу реализовать свои возможности» «Я всего лишь… хотя мог бы…»Во всех этих играх, к которым вы без труда сможете добавить и свои варианты, есть некоторые общие моменты: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество времени, они

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Глава 5 Используй свои возможности на все сто Управление эффективностью и карьерой Ты размышляешь о работе своей мечты, которая идеально отвечала бы твоим навыкам и увлечениям?У тебя есть план достижения такой мечты?Знает ли руководство компании, в которой ты работаешь,

Из книги 50 упражнений для развития навыков манипуляции автора Карре Кристоф

Упражнение 8 Оцените свои манипуляторные возможности Теперь предлагаю оценить ваши личные перспективы в области манипулирования людьми. Прочитайте следующие утверждения и отметьте те, что соответствуют (или могли бы соответствовать) тому, что вы обычно говорите или

В. П. ЛЕВКОВИЧ, кандидат философских наук

Воспитание нового человека - важнейшая составная часть коммунистического строительства. Сама наша действительность формирует у советских людей высокие нравственные идеалы, потребность трудиться на общее благо. На выработку марксистско-ленинского мировоззрения, искоренение потребительских тенденций, эгоизма направлена и идейно-воспитательная работа, без которой не мыслится жизнь ни в одном коллективе.

Сегодня культурный уровень советского человека достаточно высок для того, чтобы он мог и сам работать над собой, над своим характером, поведением, объективно оценивать свои устремления, поступки. И в этой сложной индивидуальной работе надежным ориентиром остается партийный принцип единства слова и дела, проверки себя прежде всего делом.

Самооценка - умение оценить самого себя, свои возможности и способности - играет огромную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненно важные решения. Правильное отношение к себе, реалистическая оценка своих данных помогает разумно распределять свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.

Мало этого: самооценка - важный регулятор взаимоотношений с другими людьми. Представьте себе человека, считающего себя отличным специалистом, безупречным мастером в том или ином деле, тогда как он всего-навсего посредственный работник с большим самомнением, и окружающие, естественно, не признают его авторитета. Налицо почва для необоснованных претензий с одной стороны и скептического, насмешливого отношения - с другой.

Неправильное представление о себе самом и столкновение этого представления с реальной действительностью порождает подчас горькие разочарования, внутренние конфликты, проявляющиеся в плохом настроении, снижении жизненного тонуса. Люди с завышенной самооценкой часто становятся обидчивыми, недоверчивыми, у них появляется упрямство, ожесточенность.

Оказавшись перед дилеммой: изменить самооценку или игнорировать мнение окружающих, - человек с устойчиво завышенным представлением о собственных достоинствах подчас выбирает второй путь. Он порывает связи с теми, кто оценивает его ниже, чем он сам оценивает себя. А если это люди, с которыми он общается повседневно? Такой разрыв неизбежно рождает психологический дискомфорт, настороженность, подозрительность.

Внутренние конфликты, вызванные расхождением между самооценкой и результатами практической деятельности, могут переживать и люди, недооценивающие собственные возможности. Неожиданный успех они часто воспринимают как случайность, он вызывает у них чувство непривычности, неудобства, не доставляет естественной радости. К замечаниям же, к неудачам в работе они очень чувствительны, отрицательные отзывы воспринимают болезненно, запоминают надолго, а это лишает их необходимой жизненной активности.

Познание себя - наука не из легких. И чтобы постигнуть ее, нам необходима помощь окружающих.

Человек составляет представление о себе на основании того, как он оценивает свою внешность, способности, характер, нравственные качества, профессиональные возможности, положение в обществе. Причем для разных людей эти параметры не равнозначны. Одному для чувства самоуважения достаточно ощущать свою принципиальность, четкую нравственную позицию - все остальное отходит для него на второй план. Для другого особенно важна внешность: считая себя некрасивым, он ущемлен этим, а потому несмел и робок.

Самооценка строится не только на личных впечатлениях; большое влияние на ее формирование оказывает оценка человека другими людьми: в семье, в ближайшем окружении, на работе. Особенно внушаемы в этом смысле дети. В ряде исследований советских психологов показано, что самооценка дошкольников и младших школьников зависит в основном от мнения о них окружающих - родителей, воспитателей, а также сверстников.

Исследования, проводившиеся и с более старшими детьми, учениками 4-6 классов, выявили, что они охотно принимают необоснованно высокую оценку, следуют ей даже в том случае, когда она явно идет вразрез с их личным опытом.

В этом эксперименте ребятам давали решать математические задачи, причем они не могли сверить ответ с задачником и не знали, правильно ли решили. Не справившихся экспериментаторы, как и было задумано, хвалили, говорили им, что у них все прекрасно, и ученики, ободренные этим, сами выбирали себе для дальнейшей работы все более сложные задачи. Но вот наступал момент, когда им возвращались работы со всеми отмеченными ошибками. И что же? Переоценить свои возможности испытуемые уже не могли и продолжали выбирать себе непосильные задачи.

Как видим, подростка не так уж трудно сделать излишне самоуверенным. Но и неодобрительная оценка воспринимается детьми столь же доверчиво, создавая заниженное представление о себе самом. Экспериментально установлено, что заниженная самооценка у отстающих учеников нередко вызвана не столько их объективными возможностями, сколько отзывами учителей и товарищей. Отставание в учебе, постоянно подкрепляемое отрицательными характеристиками, которые подросток слышит по своему адресу, приводит к нарастанию неуверенности в себе, появлению чувства неполноценности.

Повышенная чувствительность к оценкам окружающих, свойственная детям, может в той или иной степени сохраняться и у взрослого человека. Один под влиянием похвал быстро растет в собственных глазах, охотно прислушиваясь к лестным отзывам, другой смотрит на себя трезво, не давая вскружить себе голову. Есть люди, «знающие себе цену», незаслуженная критика их не обезоруживает, другие под влиянием отрицательных оценок быстро сникают.

Человек, допустим, работал в одном коллективе и там чувствовал себя уверенным, знал, что его оценивали положительно. Но вот ему предложили новую работу, он встречается с другими людьми, ожидая, что они оценят его так же. Вполне возможно, что первые контакты окажутся не столь благоприятными, что по каким-то случайным обстоятельствам или поверхностным внешним наблюдениям здесь его оценят ниже, чем он ожидал. И от этого у некоторых людей собственная самооценка сразу становится ниже, они лишаются прежней энергии, начинают сомневаться в своих силах.

Подлинную меру собственных достоинств и недостатков мы узнаем в конкретных жизненных ситуациях, в общении с другими людьми и, конечно же, в практической деятельности.

Вот, например, такая отнюдь не редкая семейная коллизия. Обсуждается плохое поведение ребенка, какой-то его проступок, и жена гневно бросает мужу: «Мне одной с ним не справиться, а тебе до него дела нет! Ты плохой отец!»

Муж полон внутреннего протеста. Как так, он ведь сына любит, он всегда волнуется, когда ребенок болеет, он и сейчас огорчен... Нет, обвинения он не принимает, он просто оскорблен!

Вот и надо в такую минуту - или даже не в такую, а поостыв, через часок-другой, наедине с самим собой спокойно подумать: все-таки плохой я отец или хороший? Что я делаю для воспитания сына? Не какие чувства к нему питаю, а именно что делаю? Когда я отказывался от своих удовольствий, чтобы погулять или поиграть с ним? Чему его научил? Какие его проблемы помогал решить? Объективные ответы на эти вопросы, может быть, и помогут дать себе верную оценку.

Или, допустим, на работе человек услышал обвинение в нерасторопности, инертности, безответственности. Обижаться? Отвергать? Молча соглашаться?

Позиция обиженного - самая неконструктивная, она вам в жизни не поможет. Важно другое - самому понять, справедливой была критика или нет. Отбросив эмоции, попробуйте спокойно продумать свою работу, основываясь только на фактах. Действительно ли вы нарушали сроки выполнения каких-то заданий? Были ли по вашей вине какие-то срывы, пробелы? Больше или меньше делают ваши товарищи, каковы результаты вашей работы по сравнению с ними?

Эксперименты, проводимые психологами, показали, что неуспех в работе понижает самооценку и заставляет обращаться к более легким задачам. Но, конечно, даже в эксперименте подобная зависимость не всегда была прямолинейной. Тем более не должна она быть прямолинейной в жизни. Ведь в ряду достоинств человека вместе с умением правильно оценить себя стоит и такое незаменимое качество, как настойчивость в достижении цели, способность, невзирая на неудачу, снова и снова пробовать свои силы. И как часто отступление перед первыми трудностями превращается в непростительную ошибку!

А уж если вы не справились с какой-либо задачей, постарайтесь трезво взглянуть на самого себя в этой ситуации, правильно оценить свои знания, возможности, способности. Умение смотреть правде в глаза часто становится залогом последующих достижений. И напротив, если в постигшей вас неудаче вы стараетесь во что бы то ни стало оправдаться перед самим собой, если вы не хотите замечать свои недостатки и ищете причину в других, то вряд ли успех будет сопутствовать вам в будущем.