Рождения первого ребенка – это знаменательное событие, но не все родители уже имели опыт обращения с крохой. Новорожденный малыш полностью зависим от папы и мамы, потому им стоит знать простые рекомендации по воспитанию детей.

Какое чувство малыша при родах

В утробе матери, ребенку было очень комфортно и привычно, он слышал доносящиеся звуки разговоров своих близких, находился в теплом месте и наблюдал равномерные удары маминого сердца. Долгих 9 месяцев жизнь была однообразной и комфортной.

Резко начинаются схватки, ребенка сдавливает, а уровень кислорода падает. Затем его голову тянут через таз матери, где она немного деформируется.

Как только он появляется на свет, температура резко падает с 37 градусов до 20.

Все время малыш плавал в жидкости, которая не давала возможности почувствовать его вес, но теперь все иначе – он чувствует то, что космонавт, когда сходит на землю – свой настоящий вес, чему очень пугается. Переживания и испуг проходит, когда мать опять прижимает его к сердцу!

Психология малыша

Воспитание ребенка с рождения беспокоит многих мам, особенно если нет опыта, конечно, можно попросить совета в своих родителей, но если только вы довольны своим воспитанием.

Психология младенца сильно отличается от взрослой, мир для него еще непонятен, не пытайтесь что-то объяснять на взрослом языке. Личность не сформирована, потому лучше всего он понимает язык прикосновений, контакт с мамой, а еще слышит ее тембр и интонацию. Старайтесь никогда не поднимать голос в его присутствии, в дальнейшем такое поведение может выплести в психологическую травму.

Что делать если он плачет?

Если ребенок плачет, значить ему плохо и родители должны поддержать его в момент плача, пережить вместе трудный момент. Не позволяйте своему чаду плакать в одиночестве, и попробуйте восстановить его комфорт, посмотрите, что его беспокоит. Если же причина не найдена, тогда он просто хочет телесного контакта с мамой, ведь долгих 9 месяцев он с ней не расставался.

Как приучить годовалого ребенка к самостоятельности?

Как воспитывать ребенка в 1 год рождения? Это очень важный вопрос, в это время ложится фундамент будущей личности. От уровня серьезности, с которой родители отнесутся к этому вопросу, будет зависеть судьба их чада.

Родители должны знать психологию детей, чтобы вложить правильные понятия, которые помогут им по жизни.

  1. Обеспечьте полную автономность – купите отдельную кроватку, спать кладите в другой комнате, грудью кормите точно по времени.
  2. Когда малыш не спит, то не следует его надолго покидать, лучше, конечно, чтобы мама была дома, именно мама, а не няня.
  3. Не идите на поводу у плачущего малыша – не стоит постоянно все позволять, лишь потому, что услышали плач, иначе это может перерасти в привычку.

Воспитание детей до года подразумевает частичную заботу, всего должно быть в меру, но если ребенку не меньше 8 месяцев. Первые 8 месяцев должен быть полный контакт и забота о малыше.

Психология воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

Очень важный период жизни детей, папа и мама должны поощрять порывы к самостоятельности. Не забывайте о воспитании культурной составляющей и совместному проведению времени, например, игры.

К чему нужно приучать в возрасте от 1 до 2 лет:

  • Приучайте к чистоте собственного тела и гигиене, напоминайте, что перед тем как сесть за стол, нужно помыть руки с мылом. Утром малыш должен сам умываться и даже чистить зубы, чтобы этого научить показывайте пример.
  • Одеться – второй важный пункт, учите дитя самостоятельно надеть носки, шапочку колготки, чтобы такое желание появилось, говорите сыну или дочке, что они красивые, и вы их очень любите. Любовь – это сильный инструмент.
  • Самостоятельная еда из ложечки – для того чтобы научить чадо есть самостоятельно, нужно его заинтересовать, лучший вариант – это купить красивую ложку с героями мультика.
  • Общий режим дня! В 9 часов малыш должен спать, в отведенное время есть, а после обеда опять ложиться спать – дневной сон обязателен для подрастающего организма.

Любите своего ребенка, поступайте правильно, отдавайте ему много времени и заботьтесь, ведь все моменты по-своему уникальные и незабываемые.

Многие родители жалуются на своих годовалых детей. Ребенок стал не послушным, хватает все, что под руку попадется, постоянно кричит, если что не так. Важно запомнить, что годовалому ребенку не интересно сидеть на одном месте, играть целый день в одну и ту же игрушку. Ребенок должен познавать мир, который его окружает. Как справиться с годовалым ребенком?

У ребенка в годик есть одна уникальная особенность. Он умеет очень легко отвлекаться. В каждой квартире есть вещи, которые ребенку трогать нельзя. Например: настольные лампы, розетки, острые и бьющиеся предметы, газовая плита. Чтобы избежать капризов, не кричать на ребенка - он все равно этого не поймет, опытные родители отвлекают его любимой игрушкой, предложением вместе поиграть. Вместо игрушки можно предложить ребенку кастрюлю и ложку, потому что очень интересно постучать. Предложите малышу коробочку с крупами. Крупу можно перебирать пальчиками - это развивает мелкую моторику, можно пересыпать ее из одной коробочки в другую. Исключается горох или такие крупы, которые ребенок может засунуть в нос или в рот. Важно заинтересовать ребенка и некоторое время спокойствия вам будут обеспечены.

Как организовать обстановку для ребенка, который начинает ходить.

Ребенок начинает ходить, но чистолюбивые и опасающиеся за здоровье ребенка мамочки не спешат вытаскивать ребенка из манежа. А потом жалуются на головные боли, потому что ребенок постоянно кричит. Не запрещайте ребенку свободно передвигаться по квартире.

Необходимо организовать обстановку так, чтобы крохе можно было играть с легко доступными вещами. Обязательно на все розетки нужно поставить заглушки, чтобы ребенок случайно не сунул туда пальцы или какие-нибудь предметы. Уберите бьющиеся вазы, пепельницы со столов. Положите туда старые газеты и журналы, чтобы ребенок мог их полистать, помять и даже порвать. А все книги лучше поставить на книжную полку как можно выше и по плотнее друг к другу, чтобы малыш не смог их достать.

На кухне всю бьющуюся посуду и режущие предметы тоже убирайте на верхние полки. А в нижние шкафчики поставьте кастрюли, сковородки и все небьющиеся предметы, в которые тоже ребенку можно поиграть.

Рекомендуется во все нижние шкафы положить ненужные старые вещи, например одежду, игрушки и другие интересные для ребенка вещи. Малыш сможет вытаскивать содержимое шкафчиков, с интересом рассматривать, играть и складывать все обратно под вашим присмотром.

Как правильно сказать ребенку «Нельзя!».

Если ваш ребенок что-то пытается наворочать, бесполезно кричать ему строгим тоном из другой комнаты «Нельзя!». Малыш вас не поймет и сделает с точностью до наоборот. Ребенку нужно объяснить спокойным голосом, что обозначает это слово. Понадобится немного времени, чтобы малыш понял его значение.

И даже тогда, когда карапуз поймет слово «Нельзя!», он все равно будет пытаться сделать что-нибудь недозволенное. Гораздо разумнее будет просто отвести ребенка в другое место, сказать «Нельзя!», объяснить что это значит и предложить ребенку как вариант пустую коробку из под обуви, красочный журнал или какой-нибудь другой интересный предмет. Нет смысла давать ему игрушку, с которой он недавно играл. Вероятнее всего она могла ему надоесть.

Предположительно через некоторое время ребенок опять возьмется за старое. Это значит, что ему просто не хватает внимания родителей. Посидите с ним, поиграйте с новыми игрушками, почитайте детские сказки. Таким образом вы дадите ему четко понять, что с запретным предметом играть нельзя. Если вы заняты и не можете уделить ребенку немного времени, привлеките близких. Пусть папа или бабушка поиграют с малышом.

Не прибегайте к спорам, крикам. Не наказывайте ребенка. Этим вы ни чего не добьетесь. Запрещать ребенку что-то нужно уверенно и весело. Только в этом случае вы достигните цели и поборите упрямство своего ребенка.

Как вести себя с ребенком на улице.

Мама решила прогуляться с ребенком на улице. Какая радость для малыша! А сколько много интересного здесь можно увидеть и потрогать. Но увы не всякая мамочка разрешает своему чаду потрогать песок руками, погладить соседскую кошку, подобрать красивый фантик. Ребенок медлит, пытается забраться на каждую ступеньку магазина. В целом - познает окружающий мир на улице. Что же делать, если вы спешите, а ребенок противится идти куда-либо и специально отстает от вас? В таком случае лучше не берите ребенка с собой в магазин без коляски или велосипеда.

Существуют и другие ситуации. Ребенок играет в песочнице и тут пришло время собираться домой. Если вы строгим голосом скажете, что пора идти домой, то обязательно натолкнетесь на сопротивление. В этой ситуации нужно предложить ребенку например пойти посмотреть кое что интересное или вместе карабкаться по лестнице. Возможно, малыш сам захочет пойти с вами. Но если малыш сильно устал, то скорее всего он начнет капризничать и кричать. Отбирать у других детей игрушки и в целом вести себя очень некрасиво. Не ругайте ребенка, он не поймет, что не прав. В этом случае лучше взять ребенка на руки и просто отнести его домой, даже если он брыкается и визжит. Делайте это уверенно, как будто говоря ему, что если надо идти домой, значит надо. Маленький ребенок вскоре успокоится, потому что в глубине души он чувствует, что мама знает, что делает.

Если ребенок намеренно бросает вещи.

Годовалый ребенок намеренно бросает вещи, пищу. Делает он это для того, чтобы мама подняла, а ребенок опять бросил. Для малыша это своеобразная игра, которая его очень веселит. Мама может не понять намерений малыша, и это ее может сильно раздражать. Но ребенок и не думает о маме и хочет заниматься игрой в «бросалки» весь день. Ребенок считает, что эта игра для двоих.

Если вы не готовы играть с ребенком в игру такого характера, то никогда не поднимайте брошенные на пол игрушки и остальные предметы. Если ребенок выкидывает вещи из кроватки, то привяжите к кровати его любимые игрушки веревкой. И к коляске можно привязать несколько игрушек. Если ребенок начинает бросаться едой, значит он уже наелся и вы можете смело забирать у него тарелку с оставшейся едой. Но не срывайте зло на ребенка. Сердясь на него, вы не добьетесь положительного результате, а только расстроите себя и малыша.

Придерживаясь этих правил воспитание годовалого ребенка окажется легким и интересным. А малыш будет счастлив и принесет вам только радость.

Самая трудная и приятная работа – работа мамы. На втором году жизни малышу особенно тяжело, ведь он начинает проходить большое психоэмоциональное испытание: у него появляются мысли по поводу того, как вести себя с другими людьми, кто и что они собой представляют. В этой статье мы поговорим об особенностях воспитания малыша в годик.

Что ребёнок умеет и что делает в 1 год

Ребёнок в 1 год умеет говорить приблизительно 8-10 искореженных и неполных слов.

Часто дети в 1 год ведут себя не очень красиво: они вредничают, топают ногами, бросаются едой. Мамам достаточно тяжело пережить этот период.

Воспитание годовалого малыша – задание не из простых.

Не кричите на малыша, пусть он знает, что Вы любите его всяким.

Объясняйте внятно и медленно, чтобы Ваш ребёнок смог понять. Расскажите, что плохо, что хорошо. Чётко формулируйте примеры. Даже когда ребёнок поймёт, что делал плохо, не спешите радоваться. Он может повторять подобную выходку несколько раз.

Не выходите из себя, повторяйте, что так делать нельзя раз за разом. Вскоре карапуз должен это осознать, ведь у детей не такая сильная мозговая активность, им нужно намного больше времени, чем взрослым.

У ребёнка сложный период ещё потому, что он начинает учиться ходить. Малышу резко всё становится интересно, он всё трогает, ломает, портит и так далее. Не стоит его ругать, ведь он не может утаить в себе рефлекс любопытства.

Воспитывайте на втором году жизни в малыше некую самостоятельность: пусть пытается сам что-нибудь съесть, поднять, положить и так далее. Исключите малоподвижность, поощряйте его стремление ходить самостоятельно.

Играйте с ним в игры, например, в прятки или ладушки. Пусть ребёнок привыкает к порядку: давайте ему некоторые вещи, говорите, куда их надо положить.

Разговаривайте с ним чаще, ведь словарный запас стоит расширять.

Помогите малышу в формировании устойчивой нервной системы: исключите агрессию, докажите, что людям стоит доверять, ведь малыш не должен с ранних лет быть настороже. Будьте веселы с ним, спокойно воспринимайте его капризы, не поощряйте глупые затеи.

Любите своего малыша, уделяйте ему много внимания, будьте терпеливы.

Ошибки родителей

Большинство трудностей и ошибок воспитания ребенка 1-5 лет базируется на том, что родители не понимают своего малыша, считая его «уменьшенной моделью» взрослого человека.

Поэтому у родителей довольно часто возникает раздражение по поводу того, что разумные с их точки зрения доводы ребенок оставляет без внимания. С другой стороны, стремление подстроить как свою жизнь, так и жизнь ребенка под современные требования и темп, окружая малыша различными методиками обучения раннего возраста с применением компьютерных технологий, не всегда приносит желаемого результата.

Довольно часто из-за желания раннего развития родители забывают о своей основной задаче – любить малыша и понимать его потребности. Основное отличие детей от взрослых состоит в том, что ребенок в раннем возрасте лишь имитирует логическое мышление, подражая взрослым, и, не имея стереотипов, обычно бывает поглощен исключительно текущим моментом и ситуацией, проживая «здесь и сейчас».

Поэтому большинство детских эмоций подчиняются ситуации – он может искренне расстроиться от потери любимой игрушки, но очень быстро отвлекается, если его внимание привлечет что-то интересное.

Дети в возрасте 1-5 лет обычно полноценно проживают каждый момент своей жизни, получая от этого удовольствие.

Также для понимания своего малыша и правильного воспитания ребенка в 1-2 года родителям необходимо понимать, что его сознание не направлено в будущее. Не имея собственного опыта и развитого абстрактного мышления, ребенок полностью погружен в текущий момент с весьма конкретными предметами, людьми и игрушками.

Видео-материалы по теме статьи

Советы педагогов:

Вебинар с психологом по воспитанию детей:

5 принципов позитивного воспитания детей:

Многие родители жалуются на своих годовалых детей. Ребенок стал не послушным, хватает все, что под руку попадется, постоянно кричит, если что не так. Важно запомнить, что годовалому ребенку не интересно сидеть на одном месте, играть целый день в одну и ту же игрушку. Ребенок должен познавать мир, который его окружает. Как справиться с годовалым ребенком?

У ребенка в годик есть одна уникальная особенность. Он умеет очень легко отвлекаться. В каждой квартире есть вещи, которые ребенку трогать нельзя. Например: настольные лампы, розетки, острые и бьющиеся предметы, газовая плита. Чтобы избежать капризов, не кричать на ребенка - он все равно этого не поймет, опытные родители отвлекают его любимой игрушкой, предложением вместе поиграть. Вместо игрушки можно предложить ребенку кастрюлю и ложку, потому что очень интересно постучать. Предложите малышу коробочку с крупами. Крупу можно перебирать пальчиками - это развивает мелкую моторику, можно пересыпать ее из одной коробочки в другую. Исключается горох или такие крупы, которые ребенок может засунуть в нос или в рот. Важно заинтересовать ребенка и некоторое время спокойствия вам будут обеспечены.

Как организовать обстановку для ребенка, который начинает ходить.

Ребенок начинает ходить, но чистолюбивые и опасающиеся за здоровье ребенка мамочки не спешат вытаскивать ребенка из манежа. А потом жалуются на головные боли, потому что ребенок постоянно кричит. Не запрещайте ребенку свободно передвигаться по квартире.

Необходимо организовать обстановку так, чтобы крохе можно было играть с легко доступными вещами. Обязательно на все розетки нужно поставить заглушки, чтобы ребенок случайно не сунул туда пальцы или какие-нибудь предметы. Уберите бьющиеся вазы, пепельницы со столов. Положите туда старые газеты и журналы, чтобы ребенок мог их полистать, помять и даже порвать. А все книги лучше поставить на книжную полку как можно выше и по плотнее друг к другу, чтобы малыш не смог их достать.

На кухне всю бьющуюся посуду и режущие предметы тоже убирайте на верхние полки. А в нижние шкафчики поставьте кастрюли, сковородки и все небьющиеся предметы, в которые тоже ребенку можно поиграть.

Рекомендуется во все нижние шкафы положить ненужные старые вещи, например одежду, игрушки и другие интересные для ребенка вещи. Малыш сможет вытаскивать содержимое шкафчиков, с интересом рассматривать, играть и складывать все обратно под вашим присмотром.

Как правильно сказать ребенку «Нельзя!».

Если ваш ребенок что-то пытается наворочать, бесполезно кричать ему строгим тоном из другой комнаты «Нельзя!». Малыш вас не поймет и сделает с точностью до наоборот. Ребенку нужно объяснить спокойным голосом, что обозначает это слово. Понадобится немного времени, чтобы малыш понял его значение.

И даже тогда, когда карапуз поймет слово «Нельзя!», он все равно будет пытаться сделать что-нибудь недозволенное. Гораздо разумнее будет просто отвести ребенка в другое место, сказать «Нельзя!», объяснить что это значит и предложить ребенку как вариант пустую коробку из под обуви, красочный журнал или какой-нибудь другой интересный предмет. Нет смысла давать ему игрушку, с которой он недавно играл. Вероятнее всего она могла ему надоесть.

Предположительно через некоторое время ребенок опять возьмется за старое. Это значит, что ему просто не хватает внимания родителей. Посидите с ним, поиграйте с новыми игрушками, почитайте детские сказки. Таким образом вы дадите ему четко понять, что с запретным предметом играть нельзя. Если вы заняты и не можете уделить ребенку немного времени, привлеките близких. Пусть папа или бабушка поиграют с малышом.

Не прибегайте к спорам, крикам. Не наказывайте ребенка. Этим вы ни чего не добьетесь. Запрещать ребенку что-то нужно уверенно и весело. Только в этом случае вы достигните цели и поборите упрямство своего ребенка.

Как вести себя с ребенком на улице.

Мама решила прогуляться с ребенком на улице. Какая радость для малыша! А сколько много интересного здесь можно увидеть и потрогать. Но увы не всякая мамочка разрешает своему чаду потрогать песок руками, погладить соседскую кошку, подобрать красивый фантик. Ребенок медлит, пытается забраться на каждую ступеньку магазина. В целом - познает окружающий мир на улице. Что же делать, если вы спешите, а ребенок противится идти куда-либо и специально отстает от вас? В таком случае лучше не берите ребенка с собой в магазин без коляски или велосипеда.

Существуют и другие ситуации. Ребенок играет в песочнице и тут пришло время собираться домой. Если вы строгим голосом скажете, что пора идти домой, то обязательно натолкнетесь на сопротивление. В этой ситуации нужно предложить ребенку например пойти посмотреть кое что интересное или вместе карабкаться по лестнице. Возможно, малыш сам захочет пойти с вами. Но если малыш сильно устал, то скорее всего он начнет капризничать и кричать. Отбирать у других детей игрушки и в целом вести себя очень некрасиво. Не ругайте ребенка, он не поймет, что не прав. В этом случае лучше взять ребенка на руки и просто отнести его домой, даже если он брыкается и визжит. Делайте это уверенно, как будто говоря ему, что если надо идти домой, значит надо. Маленький ребенок вскоре успокоится, потому что в глубине души он чувствует, что мама знает, что делает.

Если ребенок намеренно бросает вещи.

Годовалый ребенок намеренно бросает вещи, пищу. Делает он это для того, чтобы мама подняла, а ребенок опять бросил. Для малыша это своеобразная игра, которая его очень веселит. Мама может не понять намерений малыша, и это ее может сильно раздражать. Но ребенок и не думает о маме и хочет заниматься игрой в «бросалки» весь день. Ребенок считает, что эта игра для двоих.

Если вы не готовы играть с ребенком в игру такого характера, то никогда не поднимайте брошенные на пол игрушки и остальные предметы. Если ребенок выкидывает вещи из кроватки, то привяжите к кровати его любимые игрушки веревкой. И к коляске можно привязать несколько игрушек. Если ребенок начинает бросаться едой, значит он уже наелся и вы можете смело забирать у него тарелку с оставшейся едой. Но не срывайте зло на ребенка. Сердясь на него, вы не добьетесь положительного результате, а только расстроите себя и малыша.

Придерживаясь этих правил воспитание годовалого ребенка окажется легким и интересным. А малыш будет счастлив и принесет вам только радость.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. Фильм 1. Воспитание ребенка до трех лет.Толк и польза

    Как наказывать ребенка