• Значение жертвоприношения (курбан );
  • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
  • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
  • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
  • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
  • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
  • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
  • Разрешенное и запрещенное мясо;
  • Обряды, связанные с рождением ребенка;
  • Виды клятв и их исполнение.

ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Священном Коране говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

В Священном Коране говорится:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

  1. мусульманина;
  2. разумного;
  3. совершеннолетнего;
  4. свободного от рабства;
  5. не находящегося в путешествии;
  6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

и следующий аят Священного Корана:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

  1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

– если животное слепое на один или оба глаза;

– если один или оба рога животного сломаны до основания;

– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

– врожденное отсутствие уха или хвоста;

– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

– если животное больное;

– если животное очень ослаблено;

– поврежденные соски;

– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.

Курбан (жертвоприношение) – это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.

Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ

قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ

А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».

И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! 105. Ты уже (выполнил то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным!

Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106)

Истинный смысл курбана

Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593). Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, — касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.

Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха

«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).

Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана – это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.

Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана

За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Аллахом Тааля.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).

Суннаты и адабы курбана

1.В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние – это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, 1494).

2.Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль – наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, 1955).

3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан ради Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, 1495).

4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, 1521).

5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, 1756).

6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца зуль-хиджжа (Муснад Ахмад, 20722).

7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное – какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бОльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, 3122).

8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, 5553).

9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1662).

10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).

11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.

12. Следует использовать острый нож для забоя. Не причиняйте животному лишней боли, используя тупой нож во время забоя (Ибн Маджа, 3172).

13. Не точите нож на виду у животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 3422).

14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1664).

15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы (Базлюль-маджхуд, т.4, с. 70) (Тирмизи, 1494).

16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни (Шами, т.6, с. 296).

17. Человеку, который забивает животное, нужно держать нож в правой руке и делать это как можно быстрее.

18. Во время забоя следует произнести следующие слова:

Бисмиллях, Аллаху акбар!

19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).

20 .Перед забоем считается Сунной произнести следующее дуа:

«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»

Поистине, мой намаз, мой курбан, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха Тааля, Господа миров, у Которого нет сотоварища (Абу Дауд, 2797).

21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся (Алямгири, т.5, с. 300).

22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана – это пролитие крови. Однако, передается, что еще бОльшей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.

Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в день Ид аль-Адха: «Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).

Ответы на вопросы относительно курбана

Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Что означает слово «курбан»?

Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

На какой день в этом году выпадает Курбан-Байрам?

Я слышал о посте перед Курбан-Байрамом, расскажите о нем.

Первая декада – первые 10 дней — месяца Зуль-хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).

Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Для кого курбан является обязательным?

Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (минимальным имущественным порогом, обладание которым делает закят обязательным) к моменту наступления дня Ид (Шами, т.6, с. 312, Алямгири, т.1, с.191).

Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?

Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т.6, с. 313).

Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?

Обязательный курбан не будет действительным (Бадаи ас-санаи, т.5, с.67; Шами, т.6, с.315).

Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?

Курбан станет обязательным для него (Шами, т.5, с.478).

Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?

Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрагима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Время совершения курбана

Когда наступает время принесения жертвы?

Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня зуль-хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца зуль-хиджжа (Алямгири, т.5, с.296).

Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?

Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т.6, с. 318).

А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?

Его курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 318).

Можно совершать курбан ночью?

Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 320; Алямгири, т.5, с. 296).

Животные для курбана

Каких животных можно приносить в жертву?

Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т.5, с.295).

Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?

Этих животных могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т.5, с. 296).

Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.

Можно ли принести в жертву кастрированное животное?

Да, это разрешается. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?

Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т.6, с.321).

Можно ли принести в жертву беременное животное?

Да, это дозволяется (Алямгири, т.5, с.302).

Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?

Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т.5, с. 302).

Дефекты жертвенных животных

Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  1. слепота на один или оба глаза;
  2. слабость и истощение;
  3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (если оно не может жевать пищу);
  4. сломанный (до основания) рог;
  5. хромота (так, что оно не может опираться на больную ногу);
  6. явная болезнь.

Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?

Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т.6, с. 323).

Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т.6, с. 325).

Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т.6, с.325).

Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?

Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с. 297).

Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?

Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курба на?

Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т.6, с.323).

Можно ли приносить в жертву слабое животное?

Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?

Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?

Такое животное использовать нельзя (Шами, т.6, с.324).

Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?

Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Мясо и шкура жертвенного животного

Что следует сделать с мясом жертвенного животного?

Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т.5, с.300).

Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?

Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т.6, с. 327; Алямгири, т.5, с.300; Маджма аз-Заваид, т.4, с.174).

Можно ли продать шкуру животного?

Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т.5, с.301).

Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?

Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т.6, с. 328).

Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам.

Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами (Муфтий Ибрахим Десаи)

А Аллах знает лучше.

Жертвоприношение в 10-й день месяца зуль-хиджы является одним из обрядов ислама и очень желательной сунной, которой мы должны стараться придерживаться.

Этот обряд был предписан во втором году хиджры в благодарность Аллаху за его милость и в помощь бедным и нуждающимся. На вопрос сподвижников (да будет Аллах ими доволен), что это за жертвоприношение? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Это — сунна вашего отца Ибрагима (мир ему)". Сподвижники сказали: "А что нам в нём? (т.е. в этом обряде)". Пророк сказал: "Хорошее деяние за каждый волос (заколотого животного)". Этот хадис объясняет нам насколько велико воздаяние за принесение жертвы. На желательность этого обряда также указывают аяты Корана и хадисы пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В Коране в суре "Изобилие" говорится: "Мы даровали тебе (вечное) обильное благо (в этой и в будущей жизни. Раз Я даровал тебе это благо, то постоянно и искренне) возноси молитву только своему Господу и закалывай жертвенных животных (в знак благодарности Аллаху за дарованное тебе достоинство и за наделение тебя благами). Поистине, тот, кто ненавидит тебя, лишён всякого блага!".

В другом аяте говорится: "Мы сделали одним из обрядов религии, которыми вы приближаетесь к людям, заклание и принесение в жертву верблюдов и коров во время хаджа; от них вам также большая польза в земном мире"(Хадж:36)

Также достоверно известно, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам принес в жертву двух баранов, у которых не были сломаны рога, цвет которых был вперемешку белого с черным.(Бухари)

По мнению большинства ученых обряд жертвоприношения является желательным для того, кто способен его выполнить (имеет средства для покупки животного).

Виды животных, разрешенных приносить в жертву:

Разрешается приносить в жертву верблюдов, крупно-рогатый скот (коров, быков, буйволов), овец и коз. В священном Коране говорится: " …и чтобы в день жертвоприношения и три дня после него поминали имя Аллаха над жертвенным скотом — верблюдами, коровами, овцами, — который Он им даровал. Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!" (Хадж: 28). Другие виды животных не разрешается приносить в жертву.

Условия пригодности животного для жертвоприношения:

1) Возраст .
Возраст верблюда должен быть не менее пяти лет, а крупно-рогатого скота — 2 лет. Возраст овец и коз должен быть не менее одного года (в мазхабе имама Шафии возраст коз должен быть не менее 2 лет).

2) Чтобы животное было здоровое, без изъянов и недостатков, которые приводят к уменьшению веса животного .

К таким недостатком относятся, например:
— слепота, полная или одного глаза.
— хромота, в таком виде, что животное отстает от стада.
— болезнь, при которой животное теряет вес и худеет.
— худощавость и истощенность, в таком виде, что на ней не остается жира.

На все эти изъяны пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал в хадисе: "Четыре вида (животных) не подходят для жертвоприношения: Одноглазое — с явной слепотой (глаза), больное с явной болезнью, хромое с явной хромотой, худое, на которой не осталось жира. (Tирмизи). Также не подходит животное больное чесоткой, паршой или бешенством, безухое и у которой отрезан курдюк.
Кастрация, холощение или безрогость не относятся к изъянам, так как они не влияют на качество или количество мяса животного. И нет разницы между самкой и самцом, хотя мясо последнего считается более приятным.

При соблюдении вышеперечисленных условий, животное считается пригодным для обряда жертвоприношения. Верблюда можно закалывать за семерых, также как и крупно-рогатый скот. А вот овец и коз — только за одного человека.

Время заклания :

Начинается после восхода солнца в день принесения жертв (10-й Зуль-Хиджа) и истечения времени, за которое можно совершить 2 ракаата намаза и произнести две короткие проповеди. Заканчивается после захода солнца в последний из трех дней, следующих за днем жертвоприношения (эти три дня, которые называются "айям ат-ташрик" являются 11,12 и 13 днем месяца Зуль-Хиджы). Совершение праздничной молитвы не является условием начала времени закалывание, главное чтобы прошло время, за которое она обычно совершается. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто зарезал до молитвы, то зарезал для себя. А кто зарезал после молитвы и двух проповедей, то он совершил обряд и встал на путь мусульман.(Бухари и Муслим) Смысл хадиса в том, что животное, заколотое до праздничной молитвы, является обычно заколотым, и тот кто сделал это не получит воздаяние, полагаемое за жертвоприношение.

Обязательные и желательные действия при жертвоприношении:

1) Упоминание имени Всевышнего. Обязательно в мазхабе Абу Ханифы, Ахмада и Малика (да будет Аллах доволен ими) и желательно в мазхабе имама Шафии (да будет Аллах доволен им).
В сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил во время закалывания: "С именем Аллаха" ("Бисми Ллагь").

2) Желательно повернуть животное в сторону Киблы и произнести такбир (Аллаху Акбар), так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес имя Аллаха и сказал Аллаху Акбар. (хадис приведен в сборниках Бухари и Муслима от Анаса (да будет Аллах доволен им).

3) Произнесение молитвы (дуа), чтобы Аллах принял жертву.

4) Желательно, чтобы тот за кого режут, сам зарезал, если он умеет, следуя сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Тому, кто не умеет, желательно присутствовать при закалывании.

5) Для того, кто намеревается принести жертву желательно не трогать волосы (брить или укорачивать) и резать ногти.

Распределение мяса:
Желательно распределить мясо в таком порядке: треть подарить друзьям или родственникам, другую треть дать бедным и нуждающимся, а оставшуюся треть оставить себе и своей семье.

Животное, предназначенное для закалывания, не разрешается продавать. Также нельзя продавать её шкуру или делать платой тому, кто зарезал, но можно сделать её милостыней или использовать в своих нуждах. Мясо желательно распределить на месте закалывания животного.

Магомед МАГОМЕДОВ
выпускник факультета Исламский шариат
университета Аль-Азхар

В ответ на очень часто задаваемые читателями вопросы, ниже приводится информация, которую должен знать каждый, приносящий жертву.

Каких животных можно приносить в жертву?

Согласно исламскому шариату, жертвой может быть верблюд, корова, козел и овца. Основанием для этого служат 28 и 34 аяты суры "Хадж" Священного Корана. В этих аятах условием жертвы указывается ее принадлежность к домашним животным, называемым "аннам". А в 143-144 аятах суры "Аннам" указывается, что к категории "аннам" относятся выше указанные 4 породы домашних животных.
Поэтому жертвой не могут считаться куры, петухи и другие животные, которых многие режут, ошибочно руководствуясь тезисом, мол "в Курбан байрам обязательно необходимо что то резать".

Какие требования по шариату предъявляются к жертвенному животному?
Жертвенное животное, прежде всего, должно быть здоровым и без изъянов. Невежливо и греховно приносить ради Аллаха в жертву слепое, безрогое, хромое, кастрированное, имеющее изьян в каком-либо органе животное. Животное не должно быть больным и слабым, не должно считаться уже постаревшим. Верблюду как минимум должно исполниться 5 лет, и он должен перейти в 6-ой год своей жизни. Достаточно, чтобы корове и козе исполнилось 2 года, и они перешли в третий год своей жизни. А овца должна как минимум завершить 7 месяц своей жизни и перейти в восьмой. Однако для предосторожности, будет лучше, если овце исполнится год. Эти указания относятся к джафаритскому фикху. Согласно мазхабу ахли-сунны, обязательным условием является достижение овцы и козла годовалого возраста. Однако если ягненок младше одного года будет выглядеть как годовалая овца, то его разрешается приносить в жертву. Согласно ахли-сунне, корове должно исполниться как минимум 2 года, а верблюду - 5 лет.

Обязательно ли жертвенное животное должно быть самцом? Можно ли приносить в жертву самку?
Жертвенное животное не обязательно должно быть самцом. Представления о том, что жертвенное животное обязательно должно быть самцом, скорее всего, связано с тем, что животное, ниспосланное вместо Его Светлости Исмаила (а), было самцом.

Можно ли приносить жертву в складчину?
Согласно мазхабу ахли-сунны, овцу и козла нельзя резать в складчину, эти животные должны приноситься в жертву одним человеком. А вот верблюда и корову могут приносить в жертву до 7 человек вместе. По шиитскому мазхабу, каждый человек должен самостоятельно приносить жертву.
Однако это относится к тем, кто приносит жертву во время Хаджа. А те, которые хотят принести жертвоприношение вне Хаджа, если им трудно платить за целое животное одному, то могут принести жертвоприношение в складчину. (т.е. когда объединяются несколько человек и приносят одно животное в жертву вместе). Но все таки считается лучше, если каждый будет приносить жертву самостоятельно.

Обязательно ли жертва должна приноситься в праздник Курбан?
Конечно же, лучше резать жертвенное животное в день Курбан байрам (эйдуль-азха). Однако возможно приносить жертву и в последующие два дня.

Как нужно резать жертвенное животное?
Жертвенное животное укладывают на землю лицом к Кыбле. Острым железным (металлическим) ножом разом перерезаются 4 крупные жилы в глотке (гортань, дыхательная трубка и еще две жилы). Нельзя перерезать жилы с некоторым интервалом (жертвоприношение верблюда несколько отличается от вышеописанного). Жертвенное животное должен резать мусульманин. Животное укладывается мордой и ногами по направлению к Кыбле (на левом боку). В процессе резания надо произнести имя Аллаха. То есть человек, перерезающий жилы животного должен сказать "бисмиллях" или похожий зикр, являющийся именем Аллаха. Животное, которое было намеренно зарезано без произношения имени Аллаха, считается падалью, и употреблять его мясо не допускается. Из горла животного должно вытечь достаточное количество крови.
Во время жертвоприношения желательно соблюдать некоторые условия. Например, связать передние и одну из задних ног овцы, а одну ногу оставить свободной (с целью создания условий для движения после того, как овце перережут глотку). Желательно связать все ноги корове, а хвост оставить свободным, верблюду связать передние ноги снизу до колен или же до груди, а задние оставить свободными. Приносящий жертву также по возможности должен стоять лицом к Кыбле, перед жертвенным животным надо поставить воду, чтобы тот смог выпить. Кроме того, чтобы не доставлять животному мучений, необходимо остро заточить нож и перерезать глотку как можно быстрее. Поэтому было бы лучше, если неопытный человек поручит это дело более опытному.
Нежелательным является приношение в жертву перед другими животными, резать от шеи к гортани, отрывать голову до того, как животное испустит дух. Кроме того, нежелательно без надобности резать животное в ночь на пятницу и в пятницу до полудня (Конечно же, если день Курбан байрама приходится на пятницу, то эта нежелательность устраняется).

Какие дуа надо читать при жертвоприношении?
При жертвоприношении обязательно надо произнести имя Аллаха (например, "бисмиллях"). Читать какую либо молитву не обязательно, это желательное деяние. Широко распространенное дуа, которая читается при жертвоприношении, следующая: "Ваджахту ваджхийа лиллази фатарас-самавати Валь-арза ханифан муслиман ва ма анна миналь-мушрикин. Инна салат ива нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи раббиль-алямин. Ля шарикя ляху ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимин. Аллахумма минка вял як. Бисмилляхи Валлаху акбар". Перевод: "Как мусульманин, верующий в единое Божество, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой намаз, моя жертва, жизнь и смерть во имя Аллаха. У него нет сотоварищей. Мне дан такой указ (то есть уверовать) и я из мусульман. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего". После жертвоприношения говорится: "Аллахумма тагаббал минни". Перевод: "Мой Аллах, прими от меня (эту жертву)".

Как нужно распределять мясо жертвенного животного?
Принесший жертву может разделить мясо на три части и взять одну часть для себя и своей семьи. Другую часть может раздать соседям и друзьям (даже если они не нуждаются). А одну часть обязательно должен раздать неимущим (причем, они не должны быть родственниками человека, принесшего жертву). Из хадисов становится ясно, что Имам Зейнуль-абидин (а) и Имам Мухаммад Багир (а) делили мясо жертвенного животного именно таким образом (Алламе Меджлиси, "Бихаруль-анвар", т.99, стр. 296, хадис 16).
Однако по желанию человека, приносящего жертву, он может раздать все мясо нуждающимся или близким людям. Его Светлость Мухаммад (с) раздал мясо всех верблюдов, которых принес в жертву во время последнего хаджа, даже шкуру и седло отдал в качестве милостыни. Он ограничился, попробовав немного блюдо, приготовленное из этого мяса.

Какие органы жертвенного животного не допускается употреблять в пищу?
Вне зависимости, жертвенное это животное или нет, употреблять в пищу некоторые органы животного является харам. По мнению большинства ученых, таких органов 14: кровь, навоз, половой орган самца, половой орган самки, матка, железа, называемая "душул", яичники, гороховидная часть в мозгах, спинной мозг, жир по обе стороны позвоночника, желчный пузырь, селезенка, мочевой пузырь, орбита глаз.
Запретно употреблять в пищу вышеназванные органы и жертвенного животного.

Курбан-Байрам, Ид аль-Адха: Условия и правила жертвоприношения

Мир Вам и милость Всевышнего, дорогие мусульмане!

Всевышний Аллах сказал: "Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха". Коран: 108:2.

Приближается один из самых значимых праздников ислама - Праздник Жертвоприношения. На языке Корана название этого праздника звучит как "Ид аль-Адха" , тюркоязычные народы называют его "Курбан Байрам" . Этот великий праздник отмечается приблизительно через 70 дней после окончания Священного месяца Рамадан, на десятый день месяца Зуль-Хиджа.

Что такое "Курбан", Ид аль-Адха? Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении? Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву? Какими качествами должно обладать это животное, когда наступает время жертвоприношения? Какая награда уготована тем, кто приносит в жертву животных ради Аллаха? Здесь, в этой статье мы для вас постарались ответить на все эти и другие вопросы.

Ибрахим (Авраам; мир ему) – один из самых почитаемых нами, мусульманами, пророков. Его называют «другом» Аллаха. В Коране сказано: «...Поистине, он был праведником, пророком». (Сура «Марьям»:41).

Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьезным испытанием, проверкой его преданности Милостивому Аллаху стала история с его первенцем Исмаилом (мир ему). Однажды Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву Аллаху. Пророк Ибрахим понял, что это желание Аллаха, так как посредством снов Аллах передавал Своим пророкам откровение, и решил осуществить Божье указание. Услышав об этом, Исмаил (мир ему) сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым, если пожелает Аллах» . Но в тот момент, когда Ибрахим (мир ему) поднял нож над собственным сыном, раздался голос: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принёс в жертву барана. Вот, как Аллах описал это в Коране: « Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике (Исмаиле). Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой» Коран: 37: 101-107.

Этот случай стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама, символизирующим запрет на пролитие человеческой крови.

Слово "курбан" означает приближение человека к Аллаху, иными словами, мусульманин приближается к Всевышнему посредством жертвоприношения. Ид аль-Адха означает праздник жертвоприношения.

По мнению некоторых мусульманских улемов (ученых), жертвоприношение является обязательным для каждого состоятельного мусульманина. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» Коран:108;2. Передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ибн Мааджа, Ахмад.

Большинство же ученых посчитали обряд Жертвоприношение (Удхия) желательным. Однако, и те, кто не считает Жертвоприношение обязательным ритуалом, единогласны в том, что совершение этого великого обряда является очень желательным, особенно когда есть для этого возможность. Ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам о достоинствах праздничного жертвоприношения и о великой награде за него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!» Ибн ‘Абдуль-Барр Тамхид. Так же пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» Баззар, Ибн Хиббан.

Жертвенным животным может быть как крупный рогатый скот: корова или бык, так и мелкий: баран или овца, козел или коза. Следует выбрать то животное, вес которого больше, а мясо лучше.

Возраст крупного рогатого скота должен достигать двух лет и больше. У мелкого – как правило, не меньше года, но если баран или овца имеют крупные размеры, то дозволяется приносить в жертву и животное в возрасте шести месяцев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев» . Муслим.

Нельзя приносить в жертву кролика, индейку, петуха или курицу.

Животное должно быть здоровым и полноценным (т.е. без увечий). Увечье или болезнь, по причине которых жертвоприношение не принимается, должны быть явно выражены. Передается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, увечье которого очевидно; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна» . Ахмад, Абу Дауд.

Непригодными для жертвоприношения являются следующие животные: больное, слепое на один или оба глаза, без ушей или с высохшим выменем. Нельзя приносить в жертву животное с выбитыми зубами. Если у животного отрезана одна треть хвоста, ушей или курдюка, то оно не пригодно для жертвоприношения. Разрешается жертвовать животное с продырявленным или разорванным ухом, животное со сломанным рогом, но все же это делать нежелательно.

Разрешается приносить в жертву безрогое животное, а также животное, которое кастрировано. Это не считается их недостатком.

От одного человека следует принести в жертву одну овцу или барана, козу или козла. Семь человек могут участвовать в жертвоприношении быка или коровы. В «къурбане» от семерых человек может участвовать меньшее, но не большее, чем семь, количество людей.

Желательнее всего, когда человек сам закалывает свое жертвенное животное, но дозволяется поручить заколоть жертвенное животное другому человеку. Тот, кому поручили принести жертвенное животное, следует заколоть его от имени его хозяина, сказав: «Бисми-Ллях, о Аллах, прими от такого-то» .

Совершающему жертвоприношение следует произнести имя Аллаха над животным во время жертвоприношения: «С именем Аллаха» « Бисмилля» . Можно при закалывании так же сказать: «Аллах Велик! О Аллах, это от Тебя и для Тебя, прими же от меня». « Аллаху Акбар. Аллахумма инна хаза минка уа ляка фатакаббаль-минни».

Необходимо для жертвоприношения присутствие намерения. Намерение делается в себе, т.е. оно не произносится, человек просто осознает, намеревается, что будет совершать данное действие. Так животное, которое покупается уже заколотым и разделанным, не засчитывается в качестве жертвоприношения. Потому, что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания. Ведь мясник не брал намерения ни за себя, ни за кого-то, что он закалывает животное в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и жертвоприношением не считается.

В соответствии с Сунной человеку достаточно зарезать одну овцу в качестве жертвы от своего имени и имени своих домочадцев. В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят все члены его семьи, находящиеся на его содержании: жена, дети, мать или отец, внуки.

Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза, приуроченного к празднику Жертвоприношения в той местности, в которой вы находитесь. Резать животное до намаза нельзя, так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто зарезал до намаза, то это лишь мясо, преподнесенное своей семье, и не является «къурбаном ». Муслим. То есть это не является жертвоприношением, за которое обещана награда.

Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа. Выходит, что мусульманин желающий совершить жертвоприношение может сделать это в день праздника или же в день первый, второй или третий после дня праздника. Жертвоприношение лучше совершить днем, но разрешается сделать это и в ночное время суток.

Человеку и членам его семьи желательно поесть из жертвенного мяса - «къурбана». Правильно оставить часть про запас, часть раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а третьей частью угостить родственников и соседей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на недозволенность продавать какую-либо часть жертвенного животного. В хадисе говорится: ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть». Муслим. Поэтому улемы (ученые) единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, так же обстоит дело и с его шкурой. Некоторые ученые говорят, что если человек желает продать, например, шкуру или конечности, голову жертвенного животного то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдаст эти деньги в качестве садакъа (милостыни). Мяснику же можно дать плату, но не с жертвенного животного.

Вышесказанное указывает на сунну (желательное) раздать шкуры жертвенных животных в качестве милостыни. Кроме того, благотворительным фондам или же организациям дозволяется продавать шкуры жертвенных животных и расходовать полученные средства на помощь нуждающимся.

Важным правилом для человека, желающего совершить жертвоприношение, является следующее: не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Это положение относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление, по утверждению некоторых ученых, содержит в себе обязательный характер, а не желательный. Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным.

Кости жертвенного животного, а также животного приносимого в жертву по поводу рождения ребенка (акика), не надо закапывать: на это нет указаний в Исламе. С ними можно поступать так же, как и с другими костями: выбросить или скормить собакам, и в этом есть благо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждой влажной печени тебе награда». Бухари. То есть, Аллах награждает верующего за его любое благодеяние по отношению к любому существу – даже к животным, а собака – это представитель животного мира.

Дорогие братья и сестры, праздник Къурбан-Байрам напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жертвоприношение помогает нам приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить нашу благодарность Аллаху за все Его дары. Укрепляйте свою веру, и Аллах (свят Он и велик) поможет вам и вознаградит вас!