Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнить не соблюденный по той или иной причине пост только постом . Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что «зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится» . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

Срок восполнения поста

Необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан . Кормящие матери, конечно же, являются исключением.

Если человек не успел восполнить до наступления следующего Рамадана, то как быть? Обязательность восполнения остается на нем долгом, который следует безотлагательно погасить. Чего-то дополнительного при этом он не делает - лишь восполняет пропущенный пост постом .

Можно ли соблюдать дополнительный, желательный (сунна, нафиля) пост , не восполнив долговой обязательный? Такое канонически возможно, но восполнение долгового все-таки первостепенно .

Фидья-садака

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

Восполнение поста за умершего

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .

«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья» .

В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста» . В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши о том, что Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» .

Большинство мусульманских ученых (джумхур) считает, что родственник не обязан поститься за покойного, даже если за последним остался долговой пост. Основным мнением ученых (в том числе мнением богословов шафиитского и ханафитсткого мазхабов) является то, что «за умершего пост, как и молитва-намаз, не соблюдается», лишь можно накормить нищих, передать фидью от его имени в счет погашения долгового поста. Упомянутое в хадисе «пусть за него постится родственник» они трактуют именно так. Опираются они в этом на слова Ибн ‘Аббаса о том, что «один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост». Также опираются на слова ‘Аиши, приведенные в св. х. ‘Абдур-Раззака: «Не поститесь за ваших умерших, а накормите от их имени (выплатите фидью)». Известный мухаддис имам аль-Аскаляни отмечает низкую степень достоверности обеих приведенных цитат, а слова ‘Аиши о недопустимости относит вообще к недостоверному (да‘иф джидден), то есть не имеющему на самом деле к ней отношения. К тому же слова Ибн ‘Аббаса («один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост») можно отнести как к «при жизни», так и к «после смерти». Отмечу, что переданный ‘Аишей и приведенный выше хадис из св. х. аль-Бухари (№ 1952) и Муслима является абсолютно достоверным хадисом от Пророка, недвусмысленно дозволяющим соблюдение поста от имени покойного его родным или близким. Также обращу внимание читателя на то, что в комментарии имама аль-‘Аскаляни к хадису № 1953 св. х. аль-Бухари говорится, что им (соблюдающим пост от имени покойного) может быть не только кровный родственник, но любой близкий человек.

Напомню основополагающее мнение мусульманского богословия относительно «может ли один заменить другого»: недопустимо совершать какие-либо формы физического (телесного) поклонения за другого ни при жизни, ни после смерти. Исключением являются те случаи, относительно которых имеются прямые аргументы, например достоверный хадис. Именно таковым и является рассматриваемый нами случай .

Вопросы по теме восполнения поста и выплаты фидьи-садаки

Я не держал пост до последних 3 дней Рамадана. В дни, когда не держал, безбожно курил марихуану, были на то причины. Только с последней недели Рамадана я завязал и продержал пост последние 3 дня. А после окончания я позволил себе расслабиться один день, но очень сожалею об этом.

У меня есть хороший друг, который сказал, что я могу держать пост и после Рамадана. Сейчас я уже второй день соблюдаю пост. Не курю даже сигареты. Подскажите, правильно ли я делаю? Радик.

Вам необходимо восполнить все пропущенные дни обязательного поста один к одному.

Что касается курения марихуаны и сигарет, то настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам». Изучите, какие качества и характеристики должны быть присущи мужчине-мусульманину.

Мы проспали сухур и намаз, к сожалению. Мама встала, когда солнце уже взошло, и попила воды, сказав, что надо закрыть рот (то есть начать пост). Потом произнесла намерение. Об этом она слышала у своей знакомой. Я прочитал всю информацию о посте на сайте нашего муфтията и вопросы-ответы на вашем сайте и пришел к выводу, что маме следует восполнить пост за этот день. Один к одному. Как правильно? Максат, Казахстан.

Ей нельзя было пить воду, если намеревалась поститься. Придется восполнить этот день.

Уважаемый Шамиль Рифатович, дело в том, что я пропустил сухур, а родители и так были не рады, что я держал пост, поэтому настояли на том, чтобы я поел завтрак. Мне 16 лет. Как искупить свою вину? Что бы вы посоветовали, чтобы впредь избежать таких ситуаций? Азамат.

Непродолжительный дневной сон поможет вам вставать ранним утром на сухур. Если пост в упомянутый день был пропущен, тогда восполните его по завершении месяца Рамадан.

Я проспал утренний прием пищи, и поэтому пост в этот день не держал, Можно ли мне восполнить этот день после окончания месяца Рамадан? Я думал, что так можно делать! Руслан.

Вам нужно восполнить этот день после окончания месяца поста. Если вы вдруг проспали утренний прием пищи, то все равно следует поститься.

Когда я в прошлом году держал уразу, то пропустил несколько дней (4–7 дней) из-за лечения. Как мне возместить, я не помню, сколько дней я пропустил. Ф.

Возместите предположительно пропущенное количество дней. Главное, чтобы в предстоящий месяц Рамадан вы не пропустили ни одного дня. Восполнение пропущенных дней не откладывайте на неопределенное «потом».

У меня несколько дней долга по посту, но времени осталось очень мало, и я подсчитала, что один день все равно останется долгом. Можно ли его восполнить после этой уразы. Будет ли считаться пост за прошлый год полноценным или нет? Молдир.

Вам следует восполнить после завершения предстоящего месяца Рамадан, и все будет считаться полноценным.

Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail.

Если человек соблюдает религиозную практику на протяжении нескольких лет, а потом бросает, в том числе не постится в Рамазан, получается, что он должен будет восполнить каждый пропущенный день 60-ю днями поста? Алибек.

Неправда. Каждый пропущенный день необходимо восполнить одним днем поста .

У меня небольшие проблемы со здоровьем по урологической части, и, так как я сам учусь на врача (студент 5 курса), решил не затягивать и заняться этим вопросом. Но проблема в том, что я в учебное время не успевал сходить сдать анализы и оставил до лета. Летом же освободился только к 1 августа .

Врач предложил мне оперативное вмешательство, однако совсем не хотелось бы пропускать более недели поста. Я решил сдать спермограмму и в зависимости от результатов решить, делать все-таки операцию сейчас или подождать до зимних каникул. Я сдал в тот день анализы на спермограмму, а насколько мне известно, это нарушает пост. Если нарушает, то как мне восполнить это? Ислам.

Восполните одним днем поста.

У меня обнаружили неизлечимое наследственное заболевание, мне необходимо быть на пожизненной специальной диете и пожизненном приеме лекарств. Лекарства следует принимать 4 раза в день. В случае отказа от них может наступить смерть или тяжелые осложнения. Я каждый год держала пост в священный месяц Рамадан и хотела бы продолжать это делать, но моя болезнь не дает мне такой возможности. Я даже не смогу возместить пост в другое время, так как, повторюсь, прием лекарств назначен пожизненно. Слышала, что человек в таком случае должен накормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

1. Скажите, права ли я и как следует это сделать? То есть я должна ежедневно раздавать еду или могу подсчитать, сколько в среднем трачу на еду в день, и каждый день отдавать эту сумму нуждающимся людям? Или можно подсчитать, сколько трачу на еду в месяц, и в начале Рамадана отдать всю эту сумму?

2. Если я отдаю людям деньгами, а не раздаю еду, то имеет ли значение, пойдут эти деньги на еду или нет? А если они пойдут на лекарства, к примеру? К.

1. Все три варианта возможны. В третьем лучше дождаться завершения месяца Рамадан.

2. Главное - с каким намерением вы передаете эти деньги неимущему либо по иным направлениям передачи закята . То, как он или они их потратят, вас не касается.

Я - новообращенный мусульманин. Держу пост, но почувствовал боль в области печени, предположил, что это из-за моего хронического гепатита B. Врач наверняка скажет воздержаться от поста. Если прекращу поститься, то правильно ли я рассчитал фидью-садаку: каждый день надо давать 1,75 кг муки. Ее цена 15 руб. за кг. Значит 1,75х15х31(день)=813,75 - моя фидья за Рамадан. Верно ли? Для меня этот вопрос важен, так как это мой первый Рамадан и я имел искреннее намерение соблюсти пост. Leon.

Вы неверно и не точно информированы. Если вы в состоянии поститься, то восполните пост постом. А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

У меня сахарный диабет второго типа. Если не поем вовремя, начинается гипогликемия. Как мне быть в такой ситуации? Денис.

Не поститесь и выплачиваете фидью-садаку.

Я собираюсь держать пост в Рамадан, но проблема в том, что я пью таблетки 3 раза в день во время еды (соответственно, запиваю их водой). Как мне быть? Принимать таблетки или воздержаться от поста, а когда закончу курс лечения, поститься? Орхан.

Если данный курс лечения крайне необходим для вас с точки зрения поддержания здоровья и жизни, тогда вам нужно его завершить, а пропущенные дни поста восполнить после месяца Рамадан один к одному.

Я читаю намаз с 26 лет, держу уразу с 27 лет. Мой друг, читающий намаз, сказал, что у меня есть долг за намаз 13 лет (с 13 до 26 лет) и за уразу - 14 лет (с 13 до 27 лет). Прав ли он? Жомарт.

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, тогда все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания.

В этом году я постилась только первую неделю Рамадана. Потом пришлось прервать пост из-за насморка, который до сих пор продолжается.

Будет ли мне такой же саваб за пост в восполняемый день, как и за день поста в месяц Рамадан? Дина.

Вам в любом случае нужно восполнить пропущенные дни поста, и это - обязанность пред Богом, а то, насколько будет вознаграждаемо, одному Всевышнему ведомо. Насморк я все-таки не отнес бы к тяжелым заболеваниям, из-за которых нужно прерывать пост.

Здесь полезно напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» .

Возможные исключения перечислены в моем материале «Пост женщины».

См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 3. С. 263.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если человек восполняет пропущенный обязательный пост, то ему выбирать: либо в разбивку, либо подряд [все пропущенные дни один за другим]». См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 248, хадис № 1690.

По этому поводу есть несколько хадисов. Степень достоверности у них не высокая, но в общей массе они имеют вес, дают основание именно для такого богословского заключения, а потому большинство ученых (джумхур) были согласны с возможностью выбора в данном вопросе. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 248; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 236.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1735; аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 47.

Следует упомянуть о наличии авторитетного мнения, что если человек просрочил восполнение пропущенного до наступления очередного месяца обязательного поста, то он постится в наступивший Рамадан, а после восполняет ранее пропущенное, дополнительно кормя при этом по одному бедняку за каждый день (фидья). Замечу, что достоверных хадисов на этот счет нет. В богословской литературе это упоминается как мнение нескольких сподвижников. Большинство мусульманских богословов (в том числе богословы-шафииты) говорят о необходимости этого. Часть ученых, среди которых богословы ханафитского мазхаба и имам аль-Бухари, не соглашались с этим, говоря, что достаточно поста, а относительно чего-то большего соответствующих аргументов нет. Так же считал и имам аш-Шавкяни. Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237–239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1735, 1746; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 41.

О том, в какие дни помимо месяца Рамадан предпочтительно, желательно соблюдать пост, читайте в соответствующем материале.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1746.

Можно перевести это в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1700.

См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 236, хадис № 717; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, хадис № 1693; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, хадис № 2034.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 580, хадис № 1952; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 251, хадис № 1696; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 4. С. 1408, хадис № 2033.

Подробнее обо всем этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 241–243, хадисы № 1952, 1953 и комментарии к ним; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 250–253, хадис № 1696 и комментарии к нему; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, 1409, хадисы № 2033–2035 и комментарии к ним.

Отмечу, что касательно молитвы-намаза мнение ученых едино, то есть разногласия отсутствуют относительно того, что один не может совершать намазы за другого ни при жизни того, ни после смерти. Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 60.

Подробнее об этом читайте в моем материале «60 дней или нет? Преднамеренное нарушение поста».

Фидью можно передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях см. в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

«…Те же, кто не сможет восполнить пост [именно постом] в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [из среднего, обычного, чем кормят семью]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого…» (см.: Св. Коран, 2:184). Также см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

«…Из среднего [обычного], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89). Подробнее о том, чем может измеряться фидья, и о том, что Сунной размер ее не определен и не ограничен каким-то продуктом питания, см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 247; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 244; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1408.

Можно перевести это (среднесуточные расходы на питание) в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях смотрите в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

Неофит - новый приверженец какой-нибудь религии.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.

Вопрос: Из-за менструации я не постилась несколько дней в Рамадане и я до сих пор не восполнила их. Можно ли мне поститься первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа?

Ответ: Хвала Аллаху

Этот вопрос известен ученым как соблюдение добровольного поста прежде восполнения пропущенных дней поста в Рамадан. Среди ученых существуют разногласия по этому вопросу: некоторые говорят, что запрещено соблюдать добровольный пост до того, как восполнишь пропущенные дни Рамадана, потому что обязательное важнее дополнительного; другие говорят, что это разрешено.

Спросили шейха Мухамада ибн Салиха ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах) о совмещении восполнения пропущенного обязательного деяния с желательным: разрешено ли человеку совершать желательное перед восполнением обязательного или следует сначала возместить обязательное, например, поститься в день Ашура и совместить это с восполнением пропущенного дня Рамадана?

Он ответил: «Что касается обязательных и добровольных постов, то предписано Шариатом и подсказывает здравый смысл, что необходимо начинать с обязательного, а затем преступать к дополнительному, потому что обязательный пост является долгом, который необходимо возместить, тогда как дополнительный пост является добровольным и если человек может, то соблюдает его, а если не может, то нет на нем греха. Исходя из этого, мы скажем тому, кто не возместил пропущенные дни Рамадана: восполните то, что необходимо, а затем соблюдайте добровольный пост. Но если человек соблюдает дополнительное перед тем, как восполнить обязательное, то по правильному мнению, его пост действителен, если осталось достаточно времени для восполнения обязательного, потому что человек может восполнять пропущенные дни Рамадана до наступления следующего Рамадана. Пока у него достаточно времени, разрешено ему соблюдать добровольные посты. Тоже самое относится к обязательным молитвам: разрешено человеку совершать добровольную молитву перед обязательной, если есть достаточно времени. Действителен пост того, кто постится в день Ашура или Арафат, но при этом имеет долги за Рамадан. Но если он сделает намерение поститься в эти дни, чтобы восполнить пропущенные дни Рамадана, то получит две награды - одну за пост в день Ашура (или Арафат), другую за восполненный день Рамадана. Это правило относится ко всем добровольным постам, которые не связаны с Рамаданом. Что касается 6 дней поста в месяц Шавваль, то он неразрывно связан с Рамаданом, поэтому может быть соблюден только после возмещения пропущенных дней Рамадана. Если человек постится эти дни до того, как восполнить пропущенное в Рамадан, то он не получит желаемой награды, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, а затем 6 дней месяца Шавваль, тот как будто постился целый год». Известно, что тот, кто пропустил дни поста, не может считаться постившимся в Рамадан, пока не восполнит пропущенное. Некоторые люди полагают, что из-за страха пропустить Шавваль они могут поститься 6 дней, даже если имеют не восполненные дни Рамадана и что это допустимо. Но это ошибка, потому что человек не может держать шестидневный пост месяца Шавваль пока не восполнит пропущенные дни Рамадана.

«Маджму Фатава ибн Усеймин», 20/438.

Основываясь на вышесказанном, разрешено соблюдать дополнительный пост в первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа, но лучше для вас, если вы сделаете намерение поститься эти дни и одновременно восполнять пропущенные дни из обязательного поста, и тогда вы получите две награды, если будет на то воля Аллаха.

Мы были созданы для поклонения, а пост и есть одно из поклонений, а во-вторых, за пост вознаграждает сам Аллах.

В Куръане вы, наверное, видели много аятов, где сказано о том, что Аллах знает то, что у нас в помыслах, каково наше намерение. А ангелы этого знать не могут, они фиксаторы, они записывают наши деяния, а расчет будет производить Всевышний. Именно поэтому существует мнение, что ангелы не могут знать вознаграждения за пост, так как не знают, постился ли этот человек или нет, с молитвой все ясно, когда человек молится – видно, а пост, как определить его? Стоит обратить внимание на изречение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело – будет вознаграждено десятикратно, но может возрасти и до семисот раз».

Всевышний Аллах сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, поскольку человек отказывается от удовлетворения своих желаний и еды ради Меня!», это внушает надежду на действительно великое вознаграждение.

Наряду с вышесказанным, пост – это очищение от совершенных грехов. Так, Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прежние грехи», и что немаловажно, это полезно для здоровья. Говоря об этом, Посланник Аллаха изрек: «Поститесь, будете здоровы!»

Рамадан – это некий катализатор, совершенные благие деяния в этом месяце имеют гораздо большую степень вознаграждения, чем они же, совершенные в другие обычные дни. Поэтому большая часть мусульман стараются в месяц Рамадан больше молиться, раздавать милостыню, выплачивать закяты, а состоятельные едут в умру (малое паломничество). Благие дела, совершаемые в рамадан, более вознаграждаемы.

Время поста

Пост соблюдается начиная с рассвета и до захода Солнца на протяжении. Принимать пищу можно до утреннего азана. Но учитывая, что правильность времени с рассветом относительно заходит по тому, которое написано в календарях, прием пищи следует прекратить за 30 минут до восхода Солнца, что уберечься от того, что не испортить уразу.

Основа соблюдения поста заключается в том, чтобы исполнить три основных пункта:

Не есть

Не пить

Не иметь половой близости

Причем все три основы должны выполняться от рассвета до захода Солнца.

Эти пункты относятся к от части к внешнему проявлению поста, однако, нельзя упускать ту часть, что является не видимой для других, но также важной для исполнения для того, чтобы ураза была правильной.

Нужно принять во внимание, что во время поста нельзя сквернословить, враждовать, пустословить и тратить время на бесполезные с точки зрения шариата дела.

Зная основы уразы можно ответить на большинство вопросов, возникающих по теме поста в месяце Рамадан. Однако, некоторые вопросы требуют некоторых объяснений о чем пойдет речь в данной статье.

Что портит пост

Нарушения поста делятся на две группы:

1. То, что нарушает пост и требует его восполнения (каза – это восполнение поста одним днем за один день) и искупления (кафара – это обязательное соблюдение непрерывного поста в течение 60 дней за один день нарушенного поста. Кто не в состоянии искупить пост по причине болезни, немощности, обязан накормить 60 бедняков за один день нарушенного поста).

1) Принятие пищи преднамеренно без каких-либо уважительных причин;

2) Преднамеренно совершенный половой акт.

2. То, что нарушает пост и требует только восполнения:

1) Принятие пищу или лекарства по причине болезни;

2) Принятие пищи по ошибке, то есть, если поел или попил после рассвета, предполагая, что рассвет еще не настал, или же принимал пищу днем, думая, что солнце уже зашло, а оказалось, что еще не зашло. Можно также привести пример, когда человек по ошибке проглотил воду во время совершения омовения;

3) Преднамеренная рвота;

4) Преднамеренное употребление предмета, не являющегося обычной пищей, например, тесто, древесная смола или жевательная резинка;

5) Появление месячных;

6) Семяизвержение во время любовных игр.

Что не портит пост в месяце Рамадан

1. Купание. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, советовал «обливаться во время поста из-за жары или жажды» (Приводится у Ахмада, Малика и Абу Давуда). Если же вода непроизвольно проглатывается, то это не нарушает пост.

2. Использование сурьмы. Анас передал, что Пророк, обычно использовал сурьму во время поста.

3. Целовать жену или мужа при условии сохранения контроля над собой. Аиша передала, что Пророк, обычно целовал ее и прикасался к ней во время поста.

5. Сглатывание того, чего невозможно избежать (например, собственной слюны или уличной пыли и т.д.)

6. Пробование пищи при покупке (или при приготовлении пищи) кончиком языка.

7. Нюхать цветы или использовать духи и т.п.

9. Можно продолжить свой пост даже будучи в джунуб (Джунуб – состояние осквернения, после полового сношения и до купания). Также женщина после окончания менструации или послеродового периода может начать поститься, если кровотечение прекратится ночью (в любое время до заката). Во всех вышеперечисленных случаях купание может быть отложено до следующего утра, и пост будет действителен.

10. Тот, кто забудет, что постится, и начнет есть или пить. Большинство ученых говорили, что в этом случае пост не портиться и является действительным. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха «О Господь наш не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись».

11. Непроизвольная рвота. Пророк, сказал: «Если у кого-либо непроизвольная рвота, его пост не нарушается, и он не должен возмещать (этот день). Но если кто-либо намеренно вызывает у себя рвоту, то он должен восполнить (этот день)». (Приводится у Ахмеда, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах). В любом случае весь остаток дня после рвоты мусульманин должен поститься.

Когда можно восполнять пропущенные дни поста в месяце Рамадан?

Особых установлений в исламе, которые касаются особых дней для возмещения поста нет. Но следует учесть, что самое лучшее решение это восполнение пропущенных дней в самые быстрые сроки в самое лучшее время для пропустившего дни. Например, если человек пропустил месяц Рамадан по болезни, то лучше всего ему, в силу особенностей болезни, возместить дни в зимнее время, когда особого труда поститься для человека не составит. Если человек не может поститься и в зимнее время, то в таком случае ему нужно накормить бедняков за каждый пропущенный день.

Всевышний Аллах говорит в Куръане: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Инвалидам, старым и больным людям, у которых не ожидается выздоровления и улучшение состояния, как, например: больные астмой, сахарным диабетом, разрешается заменять пост кормлением бедных (в соответствии накормить одного бедного за один день пропущенного поста). В понятие «накормить» в мусульманском законодательстве означает либо утром, либо вечером.

Женитьба в месяце Рамадан

Можно жениться в месяце Рамадан, однако, в светлое время суток нельзя устраивать застолье и иметь половой близости новобрачным. Запретов на совершение никаха между двумя гаетами тоже нет.

Рамадан и беременность

Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае разрешается им не поститься на основании правила исламского законодательства: «О недопустимости причинения вреда и тяжких последствий». Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также вскармливания его - день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Куръане «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать последовательность пропущенных дней по указанным причинам. Можно, сначала попоститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан). Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Тоже касается женщины, которая не держала пост несколько лет по причине последовательных родов и кормлений. Ибрахим Ан-Нахги говорил: «Если даже наступит второй рамадан, то надо обязательно держать оба поста (обязательный и восполняемый), и нельзя заменять пост кормлением бедных. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Бывало так, что я могла восполнить пост только в месяце Шагбан». Раздел «Восполнение поста», «Сахих Бухари», хадис №1849, Сахих Ибн Хиббан, хадис № 3516.

Положение беременных и кормящих женщин приравнивается к положению путника и больного (временное разрешение прерывания поста по причине трудности), поэтому им обязательно следует восполнять пост, когда бы ни было и нельзя заменять пост кормлением бедных, как путнику.

Интимные отношения в месяце Рамадан

Если вы читали об основах поста, то запрет, как вы поняли, на половую близость распространяется на светлое время суток месяца Рамадан. В ночное время супругам разрешено иметь интимную близость без ограничений, но в рамках разрешенных шариатом.

Забеременеть в Рамадан

Запретов на беременность (наступление в этом месяце) в исламе нет. Напротив, некоторые пары, у которых не получалось забеременеть в обычные месяцы, беременели именно в этот месяц. Связать это можно с усердным поклонением в месяце Рамадан и с ниспрашиванием прощения за грехи.

Поллюция в Рамадане

Семяизвержение, произошедшее во сне, поста не портит, даже, если оно случилось в дневное время.

Месячные в Рамадане

Женщина во время месячных не может поститься – запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего, за что получит награду.

Курение в Рамадане

Курение нарушает пост, и действие это не подобает мусульманину. Если раньше можно было говорить о том, что курение не может быть расценено как харам, то сейчас, когда на пачках сигарет написано, что курение убивает или является причиной рака, можно с уверенностью сказать, что курение – харам. Так как наносит урон здоровью, вплоть до летального исхода.

Уколы (инъекции) в Рамадане

Инъекции делятся в таком случае на уколы витаминные и уколы прочего назначения, например, обезболивающее. Уколы с витаминами и глюкозой портят пост, а уколы необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности или обезболивающие разрешены и поста они не портят.

Смерть до возмещения пропущенного поста

Если человек умер до того, как ему представилась возможность совершить возмещение пропущенного поста, то за него положено дать фидию (особенно, если это завещал скончавшийся), или пищей, или суммой денег, которую установил казый для определенного региона.

Что совершать нежелательно во время поста?

1. Не желательно находиться продолжительное время в воде или бане, так как есть вероятность по¬падания воды в организм;

2. Не заниматься любовными заигрываниями (объятия и поцелуи);

3. Не полоскать горло;

4. Не совершать кровопускание, так как это может ослабить человека настолько, что ему придется прервать пост;

5. Не пробовать пищу на вкус.

6. Не глотать свою слюну, предварительно накопленную во рту

Что желательно совершать во время поста?

Совершение намаза таравих коллективно. Совершается она после обязательной ночной (Иша) молитвы.

Соблюдение Сухура (принятие пищи перед рассветом). Даже, если кушать не хочется, лучше всего выпить хотя бы пару глотков воды. Посланник Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в это время благодать» (Бухари);

Как можно быстрее разговеться. Посланник Аллаха сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» (Бухари);

При разговении желательно обратиться к Аллаху с мольбой. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Молитва постящегося, когда он разговляется, не отвергается».

Как можно больше совершать молитв и как можно чаще обращаться к Аллаху;

Больше времени посвящать чтению и изучению Священного Куръана. Посланник Аллаха больше всех читал Куръан, особенно в месяце Рамадан (Бухари).

Благодарить Аллаха за возможность соблюдения поста во время Рамадана.

Подготовил Абдуссабур Хайрутдинов

.

Пост беременной и кормящей женщины:

Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85, он сказал – это хасан хадис).

Однако прервать пост беременной или кормящей женщине разрешено только в том случае, если есть угроза для ее здоровья и здоровья ребенка. В противном же случае она обязана поститься.

Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.

Если беременная и кормящая женщина разговелись в месяц Рамадан, то им необходимо восполнить эти дни позже, согласно наиболее сильному мнению.

Шейху Мухаммаду Солиху аль-Мунаджиду был задан следующий вопрос:

Я читала, что допустимо беременным женщинам и кормящим грудью матерям не поститься, и что они могут накормить бедных и не должны восполнять пропущенные дни. В качестве доказательства они приводили сообщение, рассказанное от Ибн ‘Умара. Насколько это верно? Пожалуйста ответьте со доказательством. Да благословит вас Аллах.

Он ответил:

Хвала Аллаху!

Ученые разошлись во мнениях относительно постановлений о беременных и кормящих грудью матерях, если они не постятся. Есть несколько мнений:

1) Они должны только восполнить пост. Это – мнение Имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Среди сахабов, этого мнения придерживался ‘Али ибн Аби Таалиб (да будет доволен им Аллах).

2) Если они боятся за себя, они должны только восполнить пост, и если они боятся за их детей тогда они должны восполнить пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это – мнение Имама аль-Шафии и Имама Ахмада. Аль-Джассас также передал это от Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах).

3) Они должны только накормить бедняков, и не должны восполнять пост. Среди сахабов, это было мнением ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). Ибн Кудама также рассказывал это в аль-Мугни (3/37) от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах).

Абу Дауд (2318) передал от Ибн ‘Аббаса и ‘Али, что эта фраза – “те, кому трудно поститься” (аль-Бакара 2:184), была уступкой, предоставленной старикам и старухам, которым трудно поститься, разрешая им не поститься и кормить одного бедняка взамен каждого пропущенного дня. То же относится и к беременным и кормящим грудью женщинам, если они боятся. Абу Дауд сказал: “То есть, боятся за их детей – тогда они могут не поститься и им можно вместо этого накормить (бедных).” Ан-Навави сказал: его иснад – хасан.

Также рассказано от аль-Баззара, который добавил в конце: “Ибн ‘Аббас имел обыкновение говорить своей наложнице, которая была беременна: “Ты как те, которые не могут поститься, таким образом ты должна заплатить фидья, но тебе не надо восполнять посты”. Аль-Даракатни классифицировал его иснад как сахих, как заявлено аль-Хаафиз в аль-Толкис.

Аль-Джассас передал в Ахкам аль-Коран, что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы.

Он сказал: “Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья. Ибн ‘Аббас сказал: Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост. Ибн ‘Умар сказал: Они должны заплатить фидья и восполнить посты”.

Те, кто сказал, что они должны только восполнить посты, указывали следующее доказательство:

1) Сообщение, рассказанное аль-Насаи (2274) от Анаса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин”. Классифицируемый как сахих аль-Альбани в Сахих аль-Насаи.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что постановление о беременных и кормящих грудью женщинах походит на постановление о путнике. Путник не должен поститься и должен восполнить пропущенные дни позже, и это также относится к беременным и кормящим грудью женщинам. См. Ахкам аль-Коран аль-Джасаас.

2) По аналогии с больным. Так же, как больным позволяются не поститься и они должны восполнить это позже, то же самое относится к тем, кто беременный и кормит грудью. См. аль-Мугни, 3/37; аль-Маджму’, 6/273. Это мнение было одобрено множеством ученых.

Шейх Ибн Баaз сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/225:

“Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них поститься тогда предписано для них не к поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен. Некоторые из ученых имеют мнение, что это достаточно для них, накормить одного бедного человека за каждый пропущенный день, но это – слабое мнение. Правильное мнение – это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.» (аль-Бакара 2:184)”

Он также сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/227:

“Правильное мнение относительно этого вопроса – то, что беременные и кормящие грудью женщины должны восполнить пост. А то, что было рассказано от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, что беременные и кормящие грудью женщины должны накормить бедных взамен пропущенных дней – является слабым мнением, которое идет против шариатских свидетельств. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время,” (аль-Бакара 2:184)

Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено.

Сказано в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/220):

“Если беременная женщина боится за себя или ее плод по причине поста в Рамадане, она может разговеться, и ей только надо будет восполнить пропущенный пост. В этом отношении она походит на тех, кто болен и неспособен поститься или боится, что участие в посте будет вредить ему. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.” (аль-Бакара 2:184)”

Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормит ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста.

Сказано также в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/226):

«Беременная женщина должна поститься во время беременности, если она не боится за себя или ее плод, в противном случае ей разрешается не поститься, но она должна восполнить пропущенные посты после того, как она родит и очистится от нифаса …, это не достаточно для нее, накормить взамен бедняка, Более вероятно, что ей надо поститься и не следует кормить бедняка, если она не поститься».

Шейх Ибн ‘Усеймин в аль-Шарх аль-Мумти, 6/220, после упоминания о различиях мнениях ученных относительно постановлении по этому вопросу, и выражая свои предпочтения мнению, что ей нужно только восполнить пост, сказал:
«Это мнение, на мой взгляд, наиболее верно, потому что более всего они походят на тех, кто болен или в пути, которые только должны восполнить пропущенные посты».

Наиболее правильным мнением в данном вопросе считается следующее: доводить до конца добровольные посты не обязательно, и соответственно восполнение этих постов также не является обязательным. Это мнение большого числа исламских учёных, доказательством этого служат слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

الصائم المتطوع أمير نفسه إن شاء صام وإن شاء أفطر

«Добровольно постящийся – сам себе командир, если пожелает, – может поститься, а если пожелает, – то может и прервать».

Но вместе с тем многие учёные считали нежелательным прерывать добровольный пост без веской на то причины: например, к человеку пришли гости, и они смущены тем, что хозяин соблюдает пост и не ест вместе с ними. Если же человек прервёт свой пост без особой причины, то ему не будет награды за ту часть дня, которую он пребывал в посте. Если же причина была существенной, то человек получит награду за то время, что он держал пост до его прерывания.

10) Некоторые примеры добровольных видов поста.

В нашем Шариате установлены добровольные виды поста. Вот некоторые из них:

Пост Ашура, который совершается 10-го числа месяца Мухаррам.
Пост в день Арафата, который совершается 9-го числа месяца Зу-ль-хиджа.
Пост по понедельникам и четвергам.
Пост в дни полнолуния, это три дня в середине каждого лунного месяца (13-е, 14-е, 15-е число).
Шестидневный пост в месяце Шавваль.
Учащение поста в месяцах Шаабан и Мухаррам в любом количестве.

Сноски:
Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 185.
Клятва зыхар даётся, когда человек разводится с женой и при этом говорит: «Ты запретна для меня так же, как запретна для меня спина моей матери».
Ахмад и ат-Тирмизи, хадис достоверный (сахих).

Как узнать, когда начинается Рамадан, кто должен поститься и входят ли в их число дети, когда поститься нежелательно, а когда и вообще запретно – в третьей лекции «Сто полезных слов о Рамадане».

Нежелательный пост (макрух).

Нежелательными постами являются следующие посты:

Отдельный пост в пятницу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا تصوموا يوم الجمعة إلا وقبله يوم أو بعده يوم

«Не поститесь в пятничный день, не добавив к нему день до него или после него».

Это значит, что если человек желает поститься в пятницу, то следует предварить её постом в четверг или же поститься после пятницы в субботу так, чтобы пятница не стала одиночным днём поста.

Соединение поста (висаль) – когда человек постится два дня подряд, не совершая ифтара после заката солнца, а затем постится на следующий день, так и не употребив пищу ночью.
Постоянный пост (сауму-ддахр) – когда человек постится каждый день на протяжении всей жизни или на протяжении очень длительного периода времени.

Запретный пост (харам).

Существуют дни, в которые поститься запрещено: это пост в дни исламских праздников ’Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и ’Ид аль-адха (Курбан-байрам). Также запрещено поститься на протяжении трёх дней после ’Ид аль-адха (Курбан-байрам), эти дни называются днями Ташрика.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост в праздничные дни, а относительно трёх дней Ташрика сказал:

أيام التشريق أيام أكل وشرب وذكر لله عز وجل

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха (Велик Он и Славен)».

Поститься в дни Ташрика разрешается только тем, кто совершал хадж-таматту или хадж-кыран, но не смог совершить жертвоприношения, потому что им предписано поститься три дня в хадже и семь дней по возвращении домой.

Каким образом определяется наступление месяца Рамадан?

Наступление месяца Рамадан определяется по одному из двух признаков.

Если после 29-го дня месяца Шаабан люди увидят на небе новый месяц своими глазами, это значит, что Рамадан настал.
Если после 29-го числа небо было затянуто облаками и люди не увидели месяц, то Шаабан доводится до 30-ти дней, и после этого дня начинается Рамадан.

Условия обязательности поста.

Ислам. Пост обязателен для мусульман и не принимается от неверных.
Разум (’Акль). Пост предписан только для здравомыслящих людей и не является обязательным для умалишённых.
Половозрелость (Булюг). Пост не обязателен для маленьких детей.
Знание (’Ильм). Если человек не знает о посте, то на нём нет греха за его несоблюдение.

Когда следует побуждать детей к посту?

Если к семи годам ребёнок в состоянии поститься, то следует побуждать его к посту, а к десяти годам нужно настойчиво велеть ему соблюдать пост так же, как это делается в отношении намаза.

Пост ребёнка не является обязательным, но он желателен: если ребёнок будет поститься, то получит за это награду, а если не будет, то греха ему не будет, но родителям следует побуждать дитя к посту, чтобы приучить его к этому.

Условия, при которых соблюдение поста становится обязательным.

Хорошее здоровье и отсутствие физических отклонений, препятствующих соблюдению поста. Во время болезни пост не является обязательным.
Пребывание по месту жительства. Если человек находится в пути, то пост для него не обязателен. Всевышний Аллах сказал:
فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».

Пост в месяц Рамадан обязаны соблюдать только здоровые люди и те, которые не отягощены трудностями пути. Когда же больной человек поправится, он должен восполнить пропущенные дни. То же самое касается и путешественников.

Чистота женщины от месячных и послеродовых кровотечений. Во время месячных женщины не должны читать намаз и соблюдать пост, более того, это не только нежелательно, но даже запрещено. Что касается намаза, то его не нужно восполнять после завершения месячных, а пост следует восполнить. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:
كنا نؤمر بقضاء الصوم ولا نؤمر بقضاء الصلاة

«Нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять намаз».

Намерение (ният) при совершении обязательного поста.

Для соблюдения обязательного поста у человека ещё до наступления рассвета должно появиться намерение (ният) сделать это. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا صيام لمن لم يبيت الصيام من الليل

«Не будет поста у того, кто ещё с ночи не вознамерится, что будет поститься».

Намерение может появиться в любое время ночи, предшествующей посту, пусть даже за мгновение до наступления рассвета. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من لم يجمع الصيام قبل الفجر فلا صيام له

«Кто до рассвета (фаджр) не решился на соблюдение поста, у того нет поста».

Намерение должно быть твёрдым и не должно содержать в себе сомнений или неопределённости, – таким является мнение большинства учёных. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя считал, что когда человек скажет в своём сердце: «Если завтра наступит Рамадан, то я буду поститься», – то такое намерение будет правильным. Но большинство учёных (джумхур) утверждают, что намерение должно быть определённым.

Намерение (ният) при совершении обязательного поста не в месяце Рамадан.

Заблаговременное намерение является условием для любого обязательного поста – как в Рамадане, так и вне этого месяца (например, для таких постов, как восполнение пропущенных дней Рамадана или различных обязательных искупительных постов).

19) Намерение (ният) при совершении добровольного поста .

По мнению большинства учёных, добровольный пост разрешается соблюдать даже тогда, когда у человека изначально не было намерения поститься. Сообщается со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах):

دخل عليه النبي صلى الله عليه وسلم ذات يوم فقال: هل عندكم شيء، فقلنا: لا، قال: فإني إذاً صائم

«В один из дней к нам зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: „Есть ли у вас что-нибудь поесть?”, мы сказали, что ничего нет, и он сказал: „В таком случае, я пощусь”».

Что касается добровольных постов, которые имеют определённую дату (таких как пост Ашура или пост в день Арафата), то некоторые учёные считали, что для таких постов также необходимо заблаговременное намерение.

Как должно рождаться намерение?

Намерение рождается в сердце и связано со знанием того, какое дело человек собирается совершить. Когда человек готовится что-то сделать, это и является его намерением. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя говорил: «Если человек знает, что завтра будет Рамадан и желает поститься в этот месяц, то это и является его намерением (ниятом). Так всегда поступали все мусульмане».

Сноски:
1] Аль-Бухари.
Муслим.
Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 184.
Аль-Бухари и Муслим.
Абу Дауд.
Абу Дауд.
Муслим.

Как делать намерение перед постом, портит ли пост намерение прервать его, желательные действия во время поста, о том что портит пост – в четвертой лекции «Сто полезных слов о Рамадане».