У лифтов задача простая: безопасно перевезти пассажиров с одного этажа на другой. Но это не значит, что им обязательно надо быть скучными. Лифтовые башни, служащие общественным транспортом, и футуристические лифты привлекают внимание туристов своей уникальностью, необычным видом и ощущением от передвижения в них. Давайте рассмотрим самые необычные лифты со всего мира:

1. Аквадом (AquaDom), Германия

Аквадом, расположенный в Берлине, Германия, это 25-метровый цилиндрический аквариум из органического стекла, в котором встроен прозрачный лифт. Аквадом расположен в отеле Рэдиссон Блу (Radisson Blu Hotel) в округе Митте Берлина (Berlin-Mitte). Комплекс «DomAquarée» также включает гостиницу, офисные помещения, ресторан и аквариум «Центр морской жизни» (Sea Life Centre).

Аквадом открылся в 2004 году, на его постройку ушло около 12,8 миллиона евро. Конструкция аквариума была разработана и построена фирмой «International Concept Management». Цилиндр из оргстекла был построен американской компанией «Reynolds Polymer Technology». Теперь это главная достопримечательность берлинского «Центра морской жизни».

Внешний цилиндр был собран на месте из четырёх частей; внутренний цилиндр для лифта был доставлен сюда целиком. Аквадом - самый больший цилиндрический аквариум из оргстекла в мире - его диаметр составляет около 11 метров, а установлен он на основании высотой в 9 метров.


Регулярное техобслуживание

Аквариум содержит 1 000 000 литров воды, в нём проживает 1500 рыб 50 видов. Кормление рыб и чистка аквариума проводится ежедневно 3-4 водолазами. Рыбам нужно 8 килограмм еды.

2. Фолкеркское колесо (Falkirk Wheel), Великобритания

Фолкеркское колесо - вращающийся судоподъёмник в Шотландии. Он соединяет Форт-Клайд канал (Forth and Clyde Canal) с Юнион (Union Canal). Колесо названо в честь неподалёку расположенного города Фолкерк (Falkirk) в центральной Шотландии. Оно было открыто в 2002 году. Ранее два канала были связаны 11 шлюзами, но к 1930 годам они перестали использоваться. Шлюзы вывели из эксплуатации и засыпали.


Разница в высоте между двумя каналами в районе колеса составляет 24 метра - это примерно высота восьмиэтажного здания. Однако Юнион канал на 11 метров выше акведука, ведущего к колесу, и кораблям приходится проходить через два шлюза для того, чтобы спуститься от уровня канала до акведука. Акведук нельзя было расположить выше из-за исторически важного Вала Анотонина (Antonine Wall).


Диаметр колеса составляет 35 метров, и оно состоит из двух архитектурных веток, напоминающих кельтский двойной топор, отстоящих на 15 метров от центральной оси. Два элемента, похожих на топоры, расположены на расстоянии в 35 метрах друг от друга и присоединяются к оси диаметров в 3,5 метров. Два кессона, наполненных водой (каждый из них содержит около 360 тонн воды), расположены на концах веток.


На строительство Фолкеркского колеса было потрачено 17,5 миллионов фунтов стерлингов, а весь проект реставрации стоил 84,5 миллионов. Центр для посетителей Фолкеркского колеса предоставляет часовые туры по каналу, включая подъём на колесе, под названием «Опыт Фолкеркского колеса». Туры начинаются прямо у колеса в канале Форт-Клайд, после чего судно поднимается по колесу в канал Юнион, проходит по близлежащим достопримечательностям и возвращается на место отправления.

3. Глобен Скайвью (Globen Skyview), Швеция


Скайвью - это лифт-гондола, расположенный на южной части Глобен-Арена (Ericsson Globe) в Стокгольме. Глобен-Арена на данный момент является самым крупным сферическим сооружением в мире и на его постройку ушло два с половиной года. Арена выглядит как большой белый мячик диаметром в 110 метров, высота внутреннего пространства составляет 85 метров.

Лифт состоит из двух сферических кабинок, которые предоставляют посетителям удивительное ощущение от поднятия на вершину Глобена, находящуюся на высоте в 130 метров над уровнем моря.

Проект начался в 2004 году и был открыт в феврале 2010 года. За первый год действия лифта на нём прокатилось 160 000 людей.


Летом и на выходных все билеты могут быть раскуплены, так что желательно купить их заранее.

4. Лифт Хамметшванд (Hammetschwand), Швейцария

Лифт Хамметшванд является самым высоким внешним лифтом в Европе и расположен в Швейцарии. Он соединяет удивительную каменную дорожку с точкой обзора Хамметшванд, расположенной на плато Бургеншток (Buergenstock), с которого открывается вид на Фирвальдштетское озеро (Lake Lucerne).

Гостиничный курорт Бургеншток, расположенный на высоте в 847 метров над уровнем моря, является популярным местом для отдыха с 1872 года. Его привлекательность увеличилась благодаря великолепной дорожке, проходящей рядом с вертикальным склоном горы, и лифтом под открытым небом. До сих пор лифт и тропинка не потеряли своей привлекательности.

Новый лифт был построен компанией «Schindler Group». Он поднимает пассажиров на 153 метров вверх к вершине Хамметшванд меньше чем за минуту. На момент постройки этот лифт был достижением инженерии, и он до сих пор является рекордсменом по высоте среди европейских лифтов под открытым небом.

5. Лифт Байлонг (Bailong), Китай


Лифт Байлонг - это стеклянный лифт высотой в 330 метров, построенный на боку огромного склона в районе Улинъюаня (Wulingyuan) в округе Чжанцзяцзе (Zhangjiajie), Китай. Считается, что это самый высокий и тяжёлый лифт под открытым небом в мире. Создание лифта началось в октябре 1999 года, а для широкой публики он был открыт в 2002 году.

Влияние лифта на окружающую среду было поводом для множества споров, так как Улинъюань был занесён в реестр Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 2002 году. Работа лифта была приостановлена на 10 месяцев в 2002-2003 годах, правда в целях безопасности, а не из-за влияния на окружающую среду.


Лифт Байлонг поднимается до вершины за 2 минуты и считается самым высоким и быстрым экскурсионным лифтом, а также очень вместительным - в него помещаются 50 человек.

6. Лифт Ворот Запада (Gateway Arch Elevator), США


Одним из главных мест к посещению Сент-Луиса (St Louis), штат Миссури, является мемориал Ворота Запада. Для того чтобы подняться на вершину Арки, пассажиры в группах по 5 человек заходят в овальное помещение с пятью местами и плоским полом. Восемь подобных отделений связаны в что-то типа поезда.


Вид на Ворота Запада со смотровой площадки

Эти отделения сохраняют свой наклон, периодически вращаясь каждые 5 градусов, что позволяет им поддерживать правильный наклон, пока весь поезд поднимается по склону арки.


Интерьер лифта

Путешествие до вершины арки занимает четыре минуты, а спуск обратно занимает три. Двери кабинок выполнены в виде широких стеклянных панелей, что позволяет пассажирам видеть внутренние лестницы и структуру арки во время подъёма.

7. Элевадор-ди-Санта-Жушта (Santa Justa), Португалия

Элевадор-ди-Санта-Жушта, или Элевадор-ду-Карму - это лифт прихода Сан Николай в исторической части Лиссабона, расположенный на улице Руа-ду-Ору (Rua de Santa Justa). Он соединяет улицы в низине Байша (Baixa) с высоким Шайду (Largo do Carmo). С момента его постройки (в 1901 году) лифт стал туристической достопримечательностью Лиссабона так, как среди городских лифтов, Санта-Жушта (Santa Justa) является единственным сохранившимся вертикальным лифтом.


На верхнем этаже расположен киоск и смотровая площадка, с которой открываются панорамные виды города, а этажи ниже соединены (помимо лифта) двумя спиральными лестницами различного вида. Основная двигающая часть расположена в основе лифта, а выход на площадь Шайду выполнен в виде террасы. Коридор, проходящий над структурой, был превращён в террасу, с которой можно выйти через железные ворота на площадь Шайду.

Лифт выполнен в неоготическом стиле из чугуна. Из-за того, что на момент конструкции это был новый материал, это символическое строение из того периода, отражающее культуру 1900-х годов, когда структура и лифт считались магическими инновациями и окном в новый мир.

8. Подъёмник Ласерда (Lacerda), Бразилия

Подъёмник Ласерда расположен в городе Салвадор (Salvador), штат Баия (Bahia). Одна из главных туристических достопримечательностей и часто встречающийся на открытках символ города расположен на площади Кайру (Cayru Plaza). Подъёмник соединяет Cidade Baixa (Нижний город) с Cidade Alta (Верхним городом).

Самый известный лифт Баия перевозит около 900 тысяч пассажиров в месяц или около 28 тысяч пассажиров в день за 5 сентаво (2 цента) с каждого. Поездка на 72 метра вверх или вниз занимает около полуминуты.


Как и лифт из Лиссабона, эта поразительная конструкция перевозит людей с одного уровня города на другой и предоставляет роскошный вид на береговую линию.

9. Лифты музея Мерседес-Бенц (Mercedes-Benz Museum), Германия


Хотя каждый объект, включая самое большое в мире искусственное торнадо, музея Мерседес-Бенц (автомобильный музей в городе Штутгарт, Германия) обладает своим собственным шармом и связанной с ним историей, но лифты похожие на пилюли, двигающиеся по вертикальным рельсам в главном зале музея предоставляют посетителям поразительное зрелище.

Металлические кабинки, связывающие различные этажи музея, выглядящие снаружи как что-то призрачное, вызывают трепет и удивление, перемещая посетителей из прошлого к настоящему за короткий отрезок времени.


Путешествие занимает всего 30 секунд, так что прокатиться на них можно несколько раз. Правда не забывайте и выйти из них, чтоб в подробностях рассмотреть выставку, отражающую 125 лет машиностроения, и чтобы увидеть, чем был вдохновлён такой футуристический вид лифтов.

10. Асансор (Asansör), Турция

Асансор (на турецком означает лифт) это историческое здание в районе Конак (Konak) города Измир, в пригороде Караташ (İzmir"s Karataş).


Он был построен в 1907 году для общего пользования богатым банкиром и торговцем, Nesim Levi Bayraklıoğlu, для того, чтобы облегчить путешествие от береговой линии Караташ на вершину холма. Лифт служил для перевозки людей и товаров между двумя районами города.


Со временем маленькая улочка, ведущая к зданию, получила такое же название - улица Асансор. На данный момент на верхнем «этаже» Асансора расположен один из самых известных ресторанов Измира.

11. Орегон-сити муниципальный лифт (Oregon City Municipal Elevator), США

Муниципальный лифт Орегон-Сити - это 40 метровый лифт, соединяющий два района города Орегон в штате Орегон. Это единственный муниципальный лифт под открытым небом в США и один из всего четырёх в мире. Верхняя часть лифта является смотровой площадкой, из-за чего лифт и выглядит как летающая тарелка.

Элеватор обслуживается оператором. Он открыт с 6:45 утра до 7 вечера, с понедельника по субботу, и с 11 утра до 7 вечера в воскресенье. За пользование лифтом платить не надо. В 1989 году ежедневно им пользовалось около 500 человек, а к 2008 году это число доросло до 800. В летний сезон, когда сюда приезжает множество туристов, за день лифтом могут успеть воспользоваться 1300 человек.

Невероятные факты

Современные лифты - это не просто скучные металлические коробки для перевозки пассажиров и груза.

Многие из них являются своеобразной достопримечательностью для туристов, благодаря своей уникальности и неординарному виду.

Вот коллекция самых необычных лифтов мира, включая самые высокие и самые быстрые в мире , которые подарят вам неизгладимые впечатления.


1. Пассажирский лифт в аквариуме AquaDom, Германия

AquaDom в Берлине, Германии представляет собой цилиндрический аквариум из акрилового стекла со встроенным внутри лифтом. Он расположен в гостинице Radisson SAS Hotel в районе Мите.

Диаметр аквариума составляет больше 11 метров, а лифт расположен прямо в середине этого 25-ти метрового сооружения . AquaDom наполнен 900 000 литрами морской воды, где плавает больше 1500 рыб 50-ти разных видов. Требуется около 8-ми килограмм корма в день и 3-4 опытных драйвера, чтобы накормить обитателей аквариума.


2. Судоподъемник Фолкеркское колесо, Шотландия

Фолкеркское колесо перевозит суда между каналами Юнион и Форт-Клайд. Названное в честь близлежащего городка в Шотландии, оно было открыто в 2002 году, и является единственным вращающимся судоподъемником в мире .

Перепад высот между двумя каналами составляет 24 метра, что соответствует 8-ми этажному зданию. С противоположных сторон колеса находятся кессоны - углубления наполненные водой, в которые заплывают суда, вращающиеся на той же скорости, что и само колесо, но в противоположном направлении. Колесо обращается на 180 градусов, перемещая суда с верхнего уровня вниз , что занимает несколько минут.

3. Подъемный лифт Skyview, Швеция

SkyView – это гондольный подъемник, расположенный на южной стороне Глобен-Арена - самого большого сферического сооружения в мире, находящегося в столице Швеции – Стокгольме.

Глобен-Арена сделана в виде огромного белого шара диаметром 110 и высотой 85 метров. Лифт протяженностью 100 метров состоит из двух сферических кабин, которые поднимают посетителей на самый верх здания, открывая им незабываемый вид на город.

4. Самый высокий открытый лифт Хамметшванд, Швейцария

Лифт Хамметшванд (Hammetschwand) – это самый высокий наружный лифт в Европе , который находится в Швейцарии. Он соединяет зрелищную скалистую тропинку с местом обзора на горе Бургеншток (Bürgenstock), с которой открывается вид на Люцернское озеро.

Лифт поднимаюет пассажиров на высоту 153 метра на вершину Хамметшванд (Hammetschwand) меньше, чем за минуту. Он был построен в 1903 и обновлен в 1935 году. Также на этом лифте поднимался Агент 007 Джеймс Бонд во время съемок фильма "Голдфингер".

5. Самый высокий скоростной лифт Байлонг, Китай

Байлонг, который также называют "лифтом ста драконов"- это стеклянный лифт, построенный на склоне огромной горы Чжанцзяцзе, высота которой достигает 330 метров.

Он считается самым высоким и самым тяжелым наружным лифтом в мире. Открыт он был в 2002 году и вмещает до 50 людей или 1380 в час. Лифт сокращает время подъема на вершину до одной минуты, открывая удивительный вид на массивные столбы из песчаника.

6. Панорамный лифт в Воротах Запада, США

Одной из удивительных достопримечательностей города Сент-Луиса в штате Миссури является мемориал "Ворота Запада".

Чтобы добраться до вершины арки, пассажиры заходят в яйцеобразную кабинку, рассчитанную на 5 мест. Состав из 8-ми таких кабинок, которые сохраняют нужный уровень, периодически вращаясь каждые 5 градусов, поднимает пассажиров на вершину изогнутой арки , где находится смотровая площадка.

Вся поездка занимает около 4 минут наверх и трех минут вниз. На дверях кабинок есть узкие стеклянные панели, которые позволяют посетителям любоваться структурой арки.

7. Лифт подъемник Элевадор-ди-Санта-Жушта, Португалия

Элевадор-ди-Санта-Жушта или, как его еще называют Лифт ду Карму, находится в Лиссабоне, соединяя нижнюю улицу района Байша(Baixa) и верхнюю площадь Ларгу-ду-Карму(Largo do Carmo).

Начиная с 1901 года, когда он был построен, лифт стал туристической достопримечательностью столицы Португалии, оставшись единственным городским вертикальным лифтом . Наверху находится киоск и смотровая площадка с панорамным видом на город. Высота лифта выполненного в неоготическом стиле составляет 45 метров. Каждая кабинка может вместить 20-25 человек.

8. Подъёмник Ласерда, Бразилия

Подъемник Ласерда находится в городе Сальвадор в бразильском штате Баия. Лифт соединяет Нижний город (Cidade Baixa) с Верхним (Cidade Alta), перевозя больше 30 000 пассажиров .

Поездка на лифте, которая стоит 5 сентаво, длится всего 30 секунд, а высота лифта достигает 72 метров . Как и подъемник в Лиссабоне, эта удивительная конструкция перемещает людей из одного уровня города в другой, кроме того открывая прекрасный вид на побережье залива.

9. Самый быстрый лифт в Тайбэй 101, Тайвань

Самый быстрый лифт в мире был установлен в известном небоскребе Тайбэй 101. Тайбэй 101 представляет собой здание из 101 этажа высотой 509 метров, внутри которого находятся 67 лифтов, включая два лифта, которые поднимаются с 5-го до 89 этажа за 37 секунд .

Лифты поднимаются со скоростью 16,8 метров в секунду , опережая бывшего рекордсмена – лифты в башне Йокогаме в Японии, которые развивают скорость 12,5 м/с.

10. Гидравлический лифт в Лувре

Не многие знают, что в музее Лувра, где хранятся величайшие произведения искусства в истории, находится один из самых современных и футуристичных лифтов в мире .

Этот лифт с открытым верхом и гидравлическим приводом тихо и незаметно перемещает посетителей по музею, как бы вырастая из пола.

11. Самый страшный лифт в Скай Тауэр, Новая Зеландия

Этот лифт, расположенный в радио-башне Окленда в Новой Зеландии, предназначен не для тех, кто боится высоты. Каждый из лифтов со стеклянным полом поднимает посетителей на высоту 328 метров 70-этажного здания каждые 15 минут.

Лифт движется со скоростью 18 км в час , а сама поездка длится 40 секунд. Для любителей острых ощущений, вид быстро падающего лифта под ногами станет незабываемым.

Шанхайская башня может похвастаться самым быстрым в мире лифтом, способным двигаться со скоростью 69 км/час. Обычно, во время поездки в лифте, люди убивают время за своими смартфонами, но в лифте Шанхайской башни едва ли хватит времени, чтобы достать телефон.Стоит отметить, что этот лифт уже стал одной из достопримечательностей Шанхая. Многие туристы, прибывающие в этот город, желают прокатиться на этом лифте.

В конце 2016 года лифт из Шанхайской башни был официально признан самым быстрым в мире, благодаря чему его занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Лифт управляется техником из компании Mitsubishi, который одним движением рычага может разогнать лифт до 69 км/час, пока тот двигается вверх и вниз по зданию высотой 632 метра. Для сравнения - Усэйн Болт, самый быстрый человек на планете, бежит со скоростью 44 км/час.

Несмотря на то, что секреты столь высокой скорости движения лифта не разглашаются, техник от компании Mitsubishi рассказал, что столь высокая скорость достигается благодаря передовым технологиям, в особенности благодаря панели управления, которая способна увеличить тяговые характеристики механизма. Кроме этого в лифте были улучшены устройства безопасности, такие как регулятор скорости, тормоза и приспособление для смягчения удара.

Лифт Шанхайской башни

Со второго подземного этажа до 119 этажа лифт поднимается всего за 53 секунды. Может показаться, что двигаясь с такой скоростью, лифт должен издавать громкие звуки, но согласно компании Mitsubishi Electric, новые технологии, используемые в лифте, позволяют ему двигаться быстро, тихо и безопасно.

Стоит отметить, что в Китае можно найти большое количество быстрых лифтов и согласно статистике, в 2020 году из всех лифтов мира, около 40% будут в Китае.

Скоростные лифты в небоскребах

В списке 10 самых быстрых лифтов в мире, 8 находятся в зданиях, построенных в Китае. Единственный лифт из списка самых быстрых в мире, которые находятся не в Азии, можно найти в Чикаго, а точнее Центре Джона Хэнкока. Его скорость составляет 33 км/час.

Не всегда большие корабли могут пройти через традиционные каналы и шлюзы. Например, в гористой местности может быть очень большой перепад, где просто невозможно устроить шлюз. И тогда требуется судовой лифт или судоподъёмник. Под судоподъёмником подразумевается сложный гидротехнический комплекс, позволяющий судну перейти из одного водоёма в другой, имеющий большую разницу в уровне воды. Такие ситуации часто возникают при необходимости пройти через плотину гидроэлектростанции. С помощью такого необычного водяного лифта можно поднять судно на недостижимую для обычного шлюза высоту.

1. Фолкеркское колесо (Шотландия)


Этот судоподъёмник расположился в середине Шотландии возле городка Фолкерк. Это уникальное сооружение является единственным на планете вращающимся судоподъёмником. У него простой принцип работы - в нём имеется два бассейна с водой (кессоны) - верхний и нижний. Кессоны всегда, будучи пустыми или с судами, имеют одинаковый вес. В кессон заходит судно, вытесняя из него объём воды, весящий ровно столько, сколько оно весит само. Затем колеса за 5 минут меняются местами, медленно поворачиваясь вокруг оси. Поскольку кессоны уравновешены, то требуется всего 1 кВт энергии моторов на перемещение 100 т груза - невероятно экономично! Получается, что по экономичности эта система довольно близко подошла к вечному двигателю.

2. Судоподъёмник Красноярской ГЭС (Россия)


На расположенном на Енисее Красноярском гидроузле судоподъёмник был построен ещё в 1976 году, а начал работать он в 1982 году. Аналогичной конструкции нигде в мире с тех пор так и не появилось. Это наклонный судоподъёмник, снабжённый судовозной камерой и поворотным устройством. Конструкция судоподъёмника базируется на скальном основании, она имеет автоматизированную систему управления, видеокамеры и сигнализацию. Подъёмник - это перемещающаяся по рельсам (ширина колеи 9 м) с зубчатым зацеплением платформа. Каждый рельс покоится на отдельной эстакаде, а перемещение достигается при помощи электротяги. Чтобы судно попало в подъёмник, платформа погружается в воду, корабль заходит над ней, после чего платформа устремляется по эстакаде вверх с плавающим на платформе судном. Наверху платформа попадает в поворотный круг, который разворачивает её к другой колее, по которой та спускается ниже уровня воды в верхний бьеф. После этого судну остаётся лишь выйти из подъёмника.


Все мы давно привыкли к таким видам спорта, как футбол, хоккей или бокс. А многие сами участвуют в соревнованиях по подобным видам спорта. Но есть и т...

3. Судоподъёмник Стрепи-Тьё (Бельгия)


Это самый высокий в мире парный вертикальный судоподъёмник, расположенный на Центральном канале недалеко от бельгийского городка Тьё. Его проект разрабатывался в процессе модернизации Центрального канала. Целью являлась замена пары устаревших шлюзов и 4 построенных в 1889-1919 годах 16-метровых судоподъёмников. Новый судоподъёмник способен поднять судно с водоизмещением 1350 т. В этом месте перепад между нижним и верхним бьефами составляет более 73 метров. В судоподъёмнике есть две наполненные водой и уравновешенные камеры, которые способны перемещаться по вертикали независимо одна от другой. При этом вес камер не зависит от того, имеется ли в ней судно, или отсутствует. На практике невозможно поддерживать в камерах постоянный уровень воды, поэтому их вес колеблется в пределах 7200-8400 т.

4. Судоподъёмник Сен-Луи - Арзвиллер (Франция)


Этот французский судоподъёмник расположился на канале Марна-Рейн. Ещё король Людовик XVI задумывался о соединении бассейнов рек Рейна и Сены, но строительством канала уже после революции занялся инженер Шарль-Этьенн Коллиньон в 1838 году. В процессе строительства пришлось преодолевать природные преграды, например, хребет Северные Вогезы. Канал прокладывали сквозь Сверский перевал, где он превратился в цепочку длиной 4 километра из 17 шлюзов с общим перепадом высоты 44,5 метра. Но канал вырыли узкий, и две баржи не могли в нём разойтись. Не удовлетворённые этим, французы объявили международный конкурс проектов. В результате победил проект поперечного судоподъёмника. В мире до этого существовал лишь один его аналог - расположенный в английском графстве Лестершир наклонный судоподъёмник, построенный в 1900 году. Наконец, в 1969 году вместо цепочки шлюзов был построен судоподъёмник Сен-Луи - Арзвиллер.


Футбольные стадионы давно перестали быть просто местами, где проводятся матчи по этому виду спорта. Эти архитектурные колоссы стали олицетворять стран...

5. Судоподъёмник в Питерборо (Канада)


Этот судоподъёмник расположен во франкофонной канадской провинции Онтарио. Его построили в 1904 году, используя парную схему, при которой возможен одновременный подъём и спуск кораблей. В этом судоподъёмнике есть два кессона, в которых помещаются суда, поднимающиеся или опускающиеся между бьефами. В обоих кессонах на противоположных торцах есть герметичные ворота, причём в нижней точке открываются одни ворота, а в верхней - противоположные. При этом происходит синхронное открытие ворот в обоих кессонах, что даёт возможность судам на верхнем и нижнем уровнях войти в кессон или покинуть его. Этот судоподъёмник для привода в действие не нуждается в приводах и источниках энергии - просто в кессон в верхнем бьефе добавляется некоторый избыток воды, после чего он становится тяжелее и начинает опускаться, поднимая нижний кессон. Когда ворота в нижнем бьефе открываются, то избыток воды уходит в канал, уменьшая массу кессона.

6. Судоподъёмник в провинции Хубей (Китай)


В провинции Хубей на гидроэлектростанции «Санься» (то есть, «Три ущелья») в круглосуточном режиме начал работать новый грузовой судоподъёмник. Китайские специалисты, строившие гидроузел «Санься», считают его самым большим и технически сложным в мире. Проектировали его совместно немецкие и китайские специалисты. С его помощью речные суда весом до 3000 т смогут преодолевать плотину гидроэлектростанции, которая обеспечивает перепад высот уровней воды в 113 метров. В судоподъёмнике есть кессон с размерами 120х18х3,5 м, заполняемый водой. Заполненный водой кессон весит 15500 тонн. Помимо судоподъёмника, на этой плотине ещё с 2003 года эксплуатируется крупнейший в мире пятиступенчатый шлюз. Но через систему шлюзов судну требовалось для прохождения 3-4 часа, в то время как введённый в строй новый судоподъёмник смог сократить это время до 40 минут.


С древних времён изощрённый ум человека старался придумать такое страшное наказание для преступника, проведённое обязательно публично, чтобы устрашить...

7. Корабельный лифт в Шарнебеке (Германия)


Этот лифт для кораблей представляет собой наполняемую водой подвижную платформу. Вначале платформа выравнивается с уровнем реки и открывает шлюз, впуская внутрь корабль. После этого за считанные минуты платформа с судном поднимается на 38 метров, где вновь открывается шлюз, выпуская судно уже в русло канала. Этот корабельный лифт появился в Шарнебеке в 1974 году. Он с тех пор остаётся самым большим на планете двойным вертикальным подъёмником для речных плавсредств, а на момент строительства вообще был крупнейшим судоподъёмником. Вес его кессона (платформы) составляет 5800 т (что примерно равно весу 6 тысяч легковушек). Каждый день через него проходят 57 речных судов, а за год их число набегает до 21 тысячи.

8. Наклонные судоподъёмники на Острудско-Эльблонгском канале (Польша)


Этот канал находится недалеко от города Эльблонг, а соединяет он Мазурские озёра и Балтийское море в районе Вислинского залива. Канал сделался известным благодаря небольшому участку, протяжённостью менее 10 километров, где наблюдается большой (свыше 100 метров) перепад высот. Поэтому здесь полякам пришлось построить целых пять судоподъёмников, перевозящих корабли посуху.
Поднимаются и опускаются суда на тележках, которые перемещаются по рельсам, начинающимся на дне верхнего канала, затем идут по земляному склону и заканчиваются на дне нижнего канала. Направляющееся наверх судно останавливается над затопленной под ним тележкой и фиксируется к ней. После этого тележку с помощью троса вытягивают из воды вместе с прикреплённым к ней судном и поднимают по наклонной вверх. Одновременно навстречу ей движется такая же тележка со спускаемым вниз кораблём. Достигнув верхней отметки, тележка погружается в верхний канал, судно освобождается и уходит дальше по каналу к следующему судоподъёмнику.
Данная конструкция обходится без внешних источников энергии - тележки перемещаются за счёт воды, которая спускается по техническому каналу, расположенному параллельно транспортному. У каждого подъёмника даже есть своё название: Цалуны, Еленье, Олесьница, Конты и Бучинец.


Каждой культуре присущ свой образ жизни, традиции и деликатесы, в частности. То, что для одних людей кажется обыденным, другими воспринимается к...

9. Судоподъёмники Центрального канала (Бельгия)


На расположенном в Бельгии Центральном канале построены 4 судоподъёмника. Строились они в период с 1882 по 1917 годы. ЮНЕСКО даже включило их в 1998 году в свой список Всемирного наследия. Эти сооружения сохраняются в своём изначальном состоянии, когда они строились более столетия назад. Следует добавить, что с 2002 года было прекращено их коммерческое использование, поскольку тогда был открыт новый Центральный канал, и весь поток грузов стал пользоваться судоподъёмником Стрепи-Тьё. А предшествовала этому авария, случившаяся в январе 2002 года на первом судоподъёмнике, в результате чего не только затонул сам корабль, но и оказался разрушенным подъёмный механизм лифта. Из-за этого было прервано движение по всему старому Центральному каналу, пока не был запущен параллельный новый Центральный канал. Но и некоторые старые судоподъёмники сейчас не ржавеют от безделья - 2-й и 3-й пропускают прогулочные и спортивные суда.

10. Наклонный шлюз в Монтеш (Франция)


В данном случае используется не обычный наклонный продольный судоподъёмник, а его частный вариант - «наклонный шлюз». У этого шлюза один из затворов является подвижным, благодаря чему есть возможность изменения длины рабочей камеры, за счёт чего и происходит перемещение судов. Во Франции появились два таких типа судоподъёмника: один - наклонный шлюз в Монтеш (на боковом канале реки Гаронна), а второй в Фонсеране, на Южном канале.
Наклонный шлюз в Монтеш, как уже упоминалось, был построен на канале Гаронны в 1974 году. Здесь между нижним и верхним бьефами прорыли для судоподъёмника прямоугольного сечения канал, отделав железобетоном его стены, дно и прилегающую техническую набережную. По этой набережной перемещается пара восьмиосных тягачей на резиновом ходу и с дизельными двигателями (750 кВт), которые как лодки катамарана жёстко соединены общей рамой. Корабль здесь заходит между тягачами, после чего опускается заслонка, плотно прилегающая к стенкам канала. Затем тягачи начинают движение, толкая с помощью заслонки воду и плавающее на её поверхности судно по наклонному каналу. Когда тягачи достигают верхнего бьефа, то ворота шлюза открываются и судно продолжает свой путь дальше по каналу. Точно таким же образом происходит и перемещение судна из верхнего канала в нижний.


Японская компания Hitachi заявила о том, что создала самый быстрый в мире лифт. Он может абсолютно безопасно для пассажиров двигаться со скоростью 72 километра в час. Но это лишь один из многих уникальных современных лифтов , которые можно найти на нашей планете. Про десять самых из них мы расскажем в этом обзоре.

Уличный лифт в Памплоне

Недавно в испанском городе Памплона появился достаточно необычный вид городского общественного транспорта. Речь идет об огромном , соединяющим две части района Echavacoiz, разделенные тридцатиметровым склоном.



Памплона расположена в предгорьях Пиренеев, а потому рельеф в городе весьма холмистый, что сильно затрудняет передвижение по нему. И этот вид транспорта является пилотным проектом, осуществленным по заказу муниципалитета. Если уличный лифт в квартале Echavacoiz хорошо себя зарекомендует, схожие конструкции появятся и в других районах столицы Наварры.

Фолкеркское колесо – лифт для лодок

Иногда лифт может понадобиться не только людям и велосипедистам, как в Памплоне, но и лодкам. Такая необычная конструкция существует возле города Фолкерк в Шотландии.



Фолеркское колесо – это необычный лифт, который соединяет два канала, перепад высот между которыми составляет 24 метра. Лодка, которой нужно перебраться на другой уровень, заплывает с специальную люльку, которая затем поднимается или опускается. А сам этот процесс занимает всего 4 минуты.

Пневматический вакуумный лифт для дома

Аргентинская компания PVE создала простой и недорогой лифт для частных домов и небольших зданий высотой до трех этажей. Он станет любимым средством передвижения для стариков и людей на инвалидных колясках.



Принцип работы этого лифта основан на той же технологии, что и система передачи почты между этажами и кабинетами бюрократических учреждений в середине двадцатого века. Кабина PVE поднимается и опускается, будто снаряд по пневматической вакуумной трубке.



Интересно, что для установки нужен всего лишь один квадратный метр пространства здания и несколько часов работы.

Лифт для велосипедистов в Тронхейме

В норвежском городе Тронхейм существует единственный в мире бугельный лифт для велосипедистов. Расположен он в нижней части улицы, уходящей вверх под наклоном 20 градусов. По такому склону очень сложно подняться даже пешком, что уж говорить о велосипеде!



А потому власти Тронхейма приняли решение построить лифт, который помогал бы любителям двухколесного транспорта взбираться на горку. Достаточно лишь поставить ногу в специальный приемник, и эта конструкция сама потянет ее, ее владельца и его велосипед вверх. Длина бугельного лифта – 130 метров.

AquaDom – лифт внутри аквариума

В берлинском отеле Radisson SAS Hotel лифт, соединяющий лобби с рестораном и смотровой площадкой на верхнем этаже, расположен прямо внутри .



Это не просто аквариум, а огромный водоем с собственной экосистемой. В нем живет пятьдесят шесть видов морских обитателей, десятки разных растений, а иногда внутри на радость пассажирам лифта плавают аквалангисты, занимающиеся обслуживанием конструкции.

Лифт для машин в технопарке Volkswagen

В Вольфсбурге, домашнем городе автоконцерна Volkswagen, несколько лет назад появился технопарк Autostadt, самыми заметными элементами которого являются две башни Autostadt Silos. Как раньше в силосных высотках сберегалось зерно, так сейчас в них хранятся новенькие автомобили VW.



Между этажами эти машины передвигаются благодаря необычному лифту – мобильной платформе, которая может подняться к любому автомобилю, зафиксировать его и унести вниз, к покупателю. Есть в Autostadt Silos также специальный модуль для туристов, которые захотят изнутри посмотреть на работу данного подъемника.

Лифт в арке Ворота Запада

Гигантская 192-метровая арка Ворота Запада является одним из символов американского города Сент-Луис. Многие люди слышали про это сооружение благодаря фотографиям и кино, но лишь те, кто лично посетил данный объект, знают о существовании в нем лифта с названием Gateway Arch Tram.



Gateway Arch Tram – это кабинка с пятью креслами, которая на четыре минуты поднимает пассажиров на верхний этаж арки, где расположена смотровая площадка.

Двухэтажный лифт

Иногда случается, в крупном здании не хватает лифтов для перевозки всех посетителей, и нет места для того, чтобы исправить это конструктивное недоразумение. В таких случаях принято использовать двухэтажные лифты. Они, конечно, передвигаются между этажами не так быстро, как обычные, зато в них помещается в два раза больше пассажиров.



Двухэтажные лифты существуют примерно в сотне зданий по всему миру, к примеру, в небоскребе Бурж-Халифа в городе Дубай, Эйфелевой башне в Париже и Всемирном торговом центре в Гонконге.

SkyView – круговой лифт в Стокгольме

Конструкция с названием SkyView соединяет в себе элементы лифта и колеса обозрения. Она является частью многофункционального комплекса Ericsson Globe Arena в Стокгольме, но расположена не внутри, а снаружи.



Кабинки SkyView поднимают пассажиров на вершину 85-метрового купола, откуда открываются отличные виды на столицу Швеции, а затем опускают вниз с другой стороны огромной конструкции.

Лифт в космос от Obayashi Corporationю

Этот лифт еще не существует в природе, но о возможности его появления говорят уже не первое десятилетие. Речь идет о необычном транспортном средстве, которое позволит подниматься с поверхности Земли на орбиту нашей планеты в кабинке, двигающейся по тросу.



Японская корпорация Obayashi Corporation обещает запустить этот уже к 2050 году. Данная конструкция позволит поднимать людей и грузы со скоростью 200 километров в час на космическую станцию, расположенную на высоте 36000 км. При этом сам процесс подъема займет целых 8 суток.